Рефераты. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Предусмотрено сокращение с 4,4 до 3,85% расходов на здравоохранение и спорт, с 3,9 до 3,22% – расходов на социальную политику. Социальная сфера в целом при высоком уровне инфляции будет финансироваться хуже, чем на «старте» трехлетки. Социальность бюджетной политики будет проявляться прежде всего по линиям роста уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, использование материального капитала, увеличение пенсий и уровня минимального размера оплаты труда.

Активное использование новых наукоемких технологий предполагает рост расходов на финансирование национальной экономики при повышении эффективности бюджетных расходов. Однако в бюджете на 2008–2010 гг. по сравнению со «стартовым» 2007 г. предусматривалось сначала увеличение этой доли с 9,1 до 10,2% в 2009 г., а затем – снижение до 6,4% в 2010 г.

Судя по тому, что в бюджете не 2009 г. и на период до 2011 г. расходы на национальную экономику скорректированы и составят 13,4% (2009 г.); 13,1% (2010 г.); 14,4% (2011 г.), можно отметить улучшение ситуации.

Резкое сокращение доли расходов на национальную оборону в общем.

В объеме расходов бюджета в бюджетной трехлетке (с 9,7% в 2009 г. до 8,5% в 2011 г.) по сравнению с бюджетом на 2008–2010 гг. (14,7% в 2008 г., 14,9% в 2010 г.). наблюдается перераспределение средств в пользу других силовых ведомств за счет относительного сокращения расходов на оборону. В бюджете на 2009–2011 гг. более масштабно будут финансироваться расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (9,5; 9,4;

9,3%). В бюджете на 2008–2010 гг. они предусматривались на уровне 11,8–12,5% к общему объему расходов.


Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2009–2011 гг. (в млрд. руб.)

Расходы по функциональной классификации

Принятый закон о бюджете

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Расходы – всего

7943,0

8888,3

9546,6

Общегосударственные вопросы

1143,7

1172,3

1135,4

% к расходам всего

14,4

13,2

11,9

Национальная оборона

712,6

734,9

806,9

% к расходам всего

9,7

8,3

8,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

756,3

833,6

888,7

% к расходам всего

9,5

9,4

9,3

Национальная экономика

1063,7

1165,8

1371,5

% к расходам всего

13,4

13,1

14,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

81,0

82,2

79,4

% к расходам всего

1,02

0,92

0,83

Охрана окружающей среды

13,8

14,7

15,05

% к расходам всего

0,1

0,1

0,1

Образование

410,4

448,5

465,4

% к расходам всего

5,2

5,00

4,87

Культура, кинематография и средства массовой информации

114,1

114,1

114,3

% к расходам всего

1,44

1,28

1,2

Здравоохранение и спорт

349,9

365,8

367,5

% к расходам всего

4,4

4,1

3,85

Социальная политика

310,2

338,6

307,9

% к расходам всего

3,9

3,81

3,22


На начало 2008 г. размер Стабилизационного фонда равен 3,849 трлн. руб. К декабрю 2008 г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного – 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния – 1,672 трлн. руб. По этому при цене нефти в 50 и в 40 долл. за баррель все социальные обязательства государства будут выполнены.

В текущем году впервые за последние несколько лет бюджет остался без профицита. Дефицит составит порядка 3 триллионов рублей. Более того, бюджет будет сводиться с дефицитом на протяжении как минимум трех лет. Тем не менее власти не только не идут на сокращение расходов, но и увеличивают их в этом году почти на 670 миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом.

Падение нефтяных цен на мировых рынках привело к тому, что федеральный бюджет недополучит 2,7 триллиона рублей доходов. Кризис внутри страны снизит доходную часть почти на 4 триллиона рублей. Накопленные в прежние благоприятные годы нефтедоллары поменяют русло и из Резервного фонда потекут в бюджет на восполнение дефицита.

Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.


Практикум


Экономика страны характеризуется следующими данными:

ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит-5 млрд. долл., денежная масса в обращении (M) = 20 млрд. долл., скорость обращения 1 денежной единицы (V) постоянная.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов используйте формулу Фишера (MV=PQ)

Решение: Уравнение Фишера называют «уравнением обмена». Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Уравнение Фишера имеет вид:


MV=PQ, где


М – величина находящейся в обращении денежной массы;

V – средняя скорость обращения одной денежной единицы;

P – средний уровень цен;

Q – реальный объём валового национального продукта (ВВП).

Исходя из уравнения Фишера: V = PQ/M

20V=100

V=100/20=5 оборотов в год

В результате покрытия дефицита госбюджета за счёт дополнительной эмиссии денежная масса (М) составит: M=20+5=25 млрд. долл.

Если V – const, то рассчитаем уровень цен: P=MV/ Q=25∙5/100=1,25

После денежной эмиссии, как мы видим из уравнения, уровень цен вырос на 25%. Рост цен свидетельствует о росте темпа инфляции, что в свою очередь влечёт за собой ряд других неблагоприятных последствий для экономики и в итоге приводит к воспроизводству бюджетного дефицита


Заключение


Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Нормальное состояние госбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходится прибегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, что имеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшению соотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходов над расходами).

Благодаря новой бюджетной политики (сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 2000 г.) в России впервые был достигнут бюджетный профицит, что позволило государству полностью выполнять все бюджетные платежи, а дополнительны доходы направлять на решение первоочередных задач. Повышение эффективности функционирования бюджетной системы России позволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами.

 

 


Список литературы


1.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

2.   Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3.   Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 3-е изд., – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

4.   Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева, И. В, Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

5.   Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 2000.

6.   Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7.   Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8.   Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. Статьи из журналов и газет.

9.   А.Л. Кудрин. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. №12.

10.           А. Селезнев. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. №2.

11.           Коровкина Е.Б. о доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. №8.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.