Рефераты. Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине

Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.

Уместно отметить, что безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.[4,С.6]

Практически вся номинальная стоимость выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, в соответствии со ст. 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2.1).[4,С.8]


Таблица 2.1 Динамика покупательной способности гривны за период 1997-2008 гг.

Показатели

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Розничный товарооборот (млрд. грн.)

17,3

18,9

19,3

22,2

28,8

34,4

39,7

50,0

67,6

94,3

130,0

175,1

Налично-денежная масса

(млрд. грн.)

4,0

6,1

7,2

9,6

12,8

29,5

26,4

33,1

42,3

60,2

75,0

111,1

Покупательная способность гривны

4,32

3,1

2,7

2,3

2,25

1,17

1,5

1,51

1,6

1,57

1,73

1,57


Как видно из данных табл. 2.1, покупательная способность гривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти втрое, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объема реального производства) и, соответственно, безудержный рост цен (рост инфляции). Вместе с тем, как отмечает первый заместитель Председателя НБУ А, Шаповалов, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает» больше миллиарда гривен в реальных доходах населения. При таких условиях становится очевидным, что безудержный рост инфляции в Украине существенно снижает не только покупательную способность ее национальной валюты – гривны, но и покупательский спрос ее населения, который сегодня и так недопустимо низкий (табл. 2.2). [3, С.12]


Таблица 2.2 Соотношение стоимости минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней номинальной заработной платой в Украине в 2001-2008 гг.

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Установленный законом прожиточный минимум

(грн. / месяц)

270,1

311,3

342,0

342,0

362,2

423,0

472,0

510,0

Реальный (средний по Украине) прожиточный минимум (грн. / месяц)

500

550

700

750

950

1100

1370

1500

Показатели

2000

2001

2003

2003

2004

2005

2006

2007

Минимальная заработная плата (грн. / месяц)

118,0

118,0

165,0

205,0

237,0

310,0

400,0

460,0

То же в % к установленному законом прожиточному минимуму

43,7

37,9

48,2

59,9

65,5

73,3

84,7

90,2

Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц)

230

311

376

462

590

806

1041

1351


Как видно из данных табл. 2.2, размер минимальной заработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине во всех годах исследуемого периода был ниже официально установленного правительством прожиточного минимума. При этом, если в 2001-2003 гг., минимальная заработная плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2008 г., она обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту, обеспечивая в 2008 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны (в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины, не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая жизнь последнего.

Как видно из данных табл. 2.2 средняя номинальная заработная плата по стране в два – два с половиной раза выше минимальной заработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же выше средней номинальной заработной платы в стране и почти втрое выше официально установленного прожиточного минимума. В результате такой социальной политики правительства, при которой минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни человека), доля основного официального дохода (именно, с которого и взимается налог в бюджет) населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно снижается (табл. 2.3).[3,С.16]


Таблица 2.3 Соотношение текущих расходов населения (оплаты товаров и услуг) и номинальной оплаты труда в Украине в 1998-2008 гг.

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Текущие расходы населения (млрд. грн.)

27,4

31,9

34,9

41,8

59,0

77,8

153,6

180,7

222,3

306,8

385,7

Оплата труда (млрд. грн.)

23,7

25,6

26,2

30,7

42,3

56,4

78,9

94,6

117,2

160,6

205,1

То же, в % к текущим расходам

86,5

80,2

75,0

73,4

71,7

72,5

51,4

52,3

52,7

52,3

53,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.