Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.
К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.
Активность инвестиционной деятельности зависит от проведения финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.
К экономическим методам так же можно отнести:
- установление ставок рефинансирования
- дифференциацию налоговых ставок
- налоговые льготы и скидки
- тарифы и ставки платежей за землю и природные ресурсы.
Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:
1. Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:
- благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления
- амортизации и использования отчислений на амортизацию
- создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера
- защита интересов инвестора
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ
- расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально – культурного назначения
- принятие мер по антимонопольной политике
- создание и развитие сети информационно – аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности
- развитие финансового лизинга
- расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования
- создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности
- проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.
2. Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ
- проведение экспертизы инвестиционных проектов
- размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет
- разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля за их соблюдением
- защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов
- выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов
- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.
Независимо от форм собственности, всем субъектам инвестиционной деятельности государство гарантирует:
- гласность при обсуждении инвестиционных проектов
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности
- защиту капитальных вложений
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц
- стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.
Если государство принимает законы, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу.
Исключение составляют те случаи, когда законом установлено что его действие распространяется на отношения , которые возникли из ранее заключенных договоров.
Законом так же предусматривается, что национализированы капитальные вложения могут быть только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.
Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется согласно законодательству РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является совокупностью государственных подходов и решений, которые закреплены в законодательстве, организационно – правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:
- система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот
- финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и бюджетных ссуд
- финансовая и кредитная политика
- ценообразование
- выпуск в обращение ценных бумаг
- амортизационная политика.
То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:
- регулирование финансовых инвестиций
- регулирования сфер и объектов инвестирования
- экспертиза инвестиционных проектов
- регулирование условий инвестирования средств за пределы государства
- проведение эффективной амортизационной политики
- налоговое регулирование инвестиционной деятельности
- регулирование участия инвесторов в приватизации
- льготное кредитование
- предоставление финансовой помощи
Для регулирования инвесторов на территории РФ государство пользуется следующими методами:
- экспертиза инвестиционных проектов, то есть оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;
- контроль соблюдения государственных стандартов и норм, а так же правил обязательной сертификации.
К формам и методам регулирования инвестиционной деятельности относятся:
- защита интересов инвесторов
- установление льгот по уплате налогов для субъектов инвестиционной деятельности
- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и иными ресурсами
- разработка , утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемыми муниципальными образованиями
- выпуск муниципальных займов в соответствии с существующим законодательством
- размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов
- проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования.
То есть механизм государственного регулирования инвестиционной деятельностью представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
5. Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
При осуществлении регулирования инвестиционной деятельности, государство выполняет несколько основных функций:
1. Установочная функция, которая заключается в расстановке стратегических целей и приоритетов, а так же в постановке задач инвестиционной политики на долгосрочный период. Формирование структуры приоритетов и целей является анализом результатов, а так же выявлением наиболее острых политических и социально – экономических проблем и нахождение оптимальных методов их решения.
2. Мобилизующая функция, цель которой заключается в поиске источника инвестиционных ресурсов, а так же определении путей их привлечения для решения поставленных задач. При осуществлении этой функции применяется регулирование движения инвестиционных ресурсов, а так же их распределение и перераспределение между структурными подразделениями национального хозяйства. Основные инструменты, которые применяются для осуществления этой функции, это налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в области амортизационных отчислений, регулирование внебюджетных фондов.
3. Стимулирующая функция заключается в безусловном и ускоренном решении ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция должна реализоваться через налоговые и финансовые льготы, создание оффшорных зон, кредитную и процентную политику, а так же иные инструменты.
4. Контрольная функция, которая является контролирующей со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных правовых и экономических норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль происходит посредством контрольных органов и органов управления различного уровня.
На сегодняшний день в инвестиционной политике следует выделять две формы деятельности: стратегию и тактику.
Стратегией принято считать долговременные мероприятия государства, которые направлены на комплексное решение народно хозяйственных задач крупного масштаба.
Элементами стратегии считаются:
- определение главных источников и резервов долговременных вложений
- постановка долговременных задач и целей, а так же обоснование приоритетов и принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности
- обоснование направлений и способов использования инвестиций (направления достижения целей).
Тактика представляет собой совокупность методов , приемов, форм управленческой деятельности и инструментов, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи.
К элементам тактики относятся:
- решения оперативных задач и целей в краткосрочном периоде
- использование оперативных средств и методов воздействия на поведение инвесторов
- ориентир на поиск наиболее эффективных решений каждой стратегической, отдельно взятой задачи.
Можно сделать вывод, что экономическая тактика государства является логическим дополнением стратегии.
Заключение
При переходе России к рыночной системе ведения хозяйства, была сформирована новая модель инвестиционного процесса, которая была основана на многообразии форм собственности, а так же на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности.
Децентрализация инвестиционной деятельности осуществлялась последовательно, роль внутренних источников накоплений предприятий в составе инвестиций повышается, усиливается государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, которые используются в качестве инвестиций.
Одним из значительных сдерживающих факторов выступает несовершенство законодательства в области инвестиционной деятельности.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, улучшить инвестиционный климат, необходимо стабилизировать экономическую и политическую обстановку, скорректировать налоговую и таможенную политику, снизить уровень инфляции, совершенствовать управление инвестиционными процессами, а так же радикально улучшить экономические и правовые условия деятельности инвесторов.
Исходя из того, что одной из основных причин неудовлетворительного состояния дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является уровень законодательной базы очень низкого качества, то создавать благоприятный инвестиционный климат нужно с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Если отталкиваться от опыта западных стран, то можно увидеть, что даже при сложном состоянии экономики и политической нестабильности, при надлежащем правовом регулировании и создании для инвесторов благоприятного правового режима, можно привлечь большие объемы инвестиций.
В этой связи можно отметить еще один немаловажный момент. Основываясь на результатах сравнительного анализа правового режима инвестиционной политики, который характерен для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и Российской Федерации сегодняшнего дня – с другой стороны, следует заметить, что современное российское законодательство, которое подвержено критике многих зарубежных экспертов, во многих своих положениях в большой мере схоже с положениями законодательных актов многих других стран. И в этой ситуации оно не может рассматриваться как ущербное по отношению к иностранным инвесторам.
Это утверждение основывается на результатах изучения зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по определенным обобщающим критериям, таким как:
- наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики;
- целостности инвестиционного законодательства;
- налоговые льготы и преференции для инвесторов;
- льготы в национальном таможенном режиме;
- стимулы и гарантии, которые поощряют отечественные и зарубежные инвестиции в различные отрасли экономики;
- стимулы для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке;
- свободный или ограниченный режим и порядок ввоза и вывоза капитала;
- ограничения на размер иностранных инвестиций национальные предприятия;
- возможный контроль за иностранными инвестициями;
- занятие иностранным инвестором или его официальным представителем руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий;
- другие, более частые критерии.
Основными целями государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть:
- защита прав и законных интересов инвесторов;
- создание гарантий инвестиционной деятельности;
- обеспечение защищенности инвестиций.
Модель развития инвестиционного законодательства должна быть адаптирована к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, а так же отвечать современным условиям развития рыночной экономики.
Список литературы
1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с.
2. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономист, 2004. – 478 с.
3. Нешитой А.С. Инвестиции. – М.: Дашков и к, 2007. – 372 с.
4. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. – М.: Экономист, 2006. – 124 с.
Страницы: 1, 2, 3