Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных гарантий как на федеральном, так и на региональном уровнях предусматривает, что государственная гарантия может выдаваться только, если обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала. Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдается высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа выполняет обязанность проведения финансовой проверки принципала, а также проверки активов, которые предлагается использовать в качестве залога.
Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.
В целях создания в России действенной системы предоставления государственных гарантий, нацеленной на реальное облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам на федеральном уровне необходимо предпринять следующий ряд решительных мер:
1. Задачу создания в стране общегосударственной системы гарантий по кредитам малому бизнесу признать первоочередной задачей политики государства в вопросе обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, отразив данную позицию в тексте и в системе мер «Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2006-2008 годы»;
2. Правительству РФ принять решение о создании специализированной государственной организации с филиальной сетью в субъектах РФ - Фонда кредитных гарантий РФ, который будет оказывать адресную помощь в форме государственных гарантий только действующим субъектам малого предпринимательства с качественными бизнес-планами развития, но не имеющим необходимого залогового обеспечения под банковский кредит, и выделить на это необходимые бюджетные средства.
3. Правительству РФ определиться с выбором организационно-правовой формы Фонда кредитных гарантий РФ. Оптимальной формой могло бы стать специальное акционерное общество.
4. Центральному Банку РФ обеспечить:
─ содействие коммерческим банкам в изменении методов их работы с субъектами малого предпринимательства и в становлении их квалифицированными партнерами Фонда кредитных гарантий РФ;
─ создание системы переучета среднесрочных кредитов, обеспеченных государственных гарантий.
5. Правительству РФ провести консультации с организациями-донорами и международными финансовыми институтами на предмет получения от них необходимых знаний и опыта;
6. Правительству РФ необходимо добиться внесения изменений и дополнений в существующее законодательство, регулирующее предоставление кредитных государственных гарантий и в первую очередь:
─ разработать и внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ», предусмотрев в нем;
─ разработать и внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ», предусмотрев в нем;
7. Правительству РФ в условиях жестких бюджетных ограничений организовать построение системы государственных гарантий поэтапно, предусмотрев в качестве первого этапа создание в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2006-2008 годы создание филиалов Фонда кредитных гарантий РФ в ряде пилотных регионов, отобрав их на конкурсной основе, одним из главных критериев отбора которых могут быть реальные шаги субъектов РФ по созданию ими своих региональных фондов кредитных гарантий/13/.
Заключение
Малый бизнес фактически является основой стабильности общества, и его поддержка нуждается в принятии действенных мер. Государство отдает отчет в том, что малому бизнесу необходимы условия для создания устойчивой экономики, что также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Государственная поддержка малого предпринимательства не означает, что государство создает "тепличные условия" этому сектору экономики или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по пути обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования.
Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования. Основными формами финансовой поддержки являются: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии. Однако на сегодняшний день приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование.
В государственных программах по поддержке малого бизнеса отсутствуют механизмы денежно-кредитной налоговой, политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Правительству необходимо всерьез задуматься над разработкой этих механизмов.
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.-М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-160с.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [ФЗ № 145: принят Гос. Думой 31.07.98 г.: по состоянию на 01.01.2006 г.]. – Информационная система «ГАРАНТ».
3. Федеральный закон от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»//Журнал российского права. - 2002.- №2. – С.12.
4. Федеральный закон РФ от 19 декабря 2006г.№238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».//Российская газета (Федеральный выпуск). – 2006. - № 4255. – С.3.
5. Андреев В.П. Правовой статус малых предприятий.//Российская юстиция. – 2002.- №9. – С.15.
6. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник//М.В. Романовского и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-2-е изд., испр. и перераб.-М.: Юрайт, 2000.-615 с.
7. Гурвич В. Макроэффект от микрокредитов.//Российская Бизнес-газета. – 2006. - № 548. – С.25.
8. Добрынина Е. Государство поддержит средний, мелкий и микробизнес.//Российская газета (Центральный выпуск). – 2006. - № 4074. – С.15.
9. Егоршева Н. Его звали кластер.//Российская газета (Федеральный выпуск). – 2007. - №4337. – С.30.
10. Зарипова Г.М., Яруллин Р.Р. Государственное регулирование предпринимательства в аграрном секторе экономики (на примере Республики Башкортостан).-Уфа, 2007. – 140 с.
11. Ибадова Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса.//Финансы и кредиты. – 2005. - №16. – С.46-57.
12. Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития.//Менеджмент в России. – 2006. - №5. – С. 38-43.
13. Орлов А. Предпринимательство в России.//Вопросы экономики. – 2000. - №12.- С.12.
14. Рогожкин А. Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в 2006 году.//Российская газета (Федеральный выпуск). – 2007. - № 4310. – С.3.
15. Савельев В.М. Факторинг – форма обслуживания малого и среднего бизнеса.//Финансы. – 2004. - №2. – С.48.
16. Трофимова Ж. Средние стали крайними.//Российская Бизнес –газета. – 2007. - №595. – С.17.
17. Финансы: Учебник для вузов//Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527с.
18. Финансы: Учебник//Под ред.А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной. – М.: Финансы и статистика. - 2006. – 504с.
19. Финансы: Учебник для вузов.//Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.-М.: Издательство «Перспектива»; Издательством «Юрайт», 2001.-520с.
20. Экономика предприятия: Учебник для вузов//Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.
21. Ясин Е.Р. Малый бизнес просит не мешать работать.//Российская газета. – 2000. - №4. – С.2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9