Осмотр. Согласно ст.92 НК должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если они получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля (например, в ходе камеральной проверки) или при согласии владельца этих предметов. Осмотр производится в присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото - и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.
Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемым при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях[3].
Налоговые органы в ходе работы обязаны постоянно вести строгую отчетность о своей работе, в том числе о результатах проводимого налогового контроля. Приказами ФНС России утверждены 2 формы отчетности:
отчет 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов". Форма отчета утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2006г. №САЭ-3-10/188@. Данный отчет является ежеквартальным и обязателен к заполнению управлением ФНС каждого субъекта РФ;
отчет 2-НМ "Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел". Форма отчета утверждена Приказом ФНС России от 12.11 2008г. № ММ-3-1/594@. Отчет является ежемесячным и заполняется УФНС субъекта РФ.
В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей во ВБФ.
Динамика проведения камеральных налоговых проверок в Новосибирской области за 3 предыдущих квартала представлена в таблице 1:
Таблица 1
3 квартал 2008
4 квартал 2008
1 квартал 2009
Количество проведенных камеральных проверок
804 321
1 010 491
231 686
из них выявивших нарушения
30 946
44 233
9 217
%
3,85%
4,37%
3,98%
Доначислено (руб):
2 749 540
3 686 442
1 116 561
налоги
2 336 607
3 097 954
996 980
пени
74 236
100 063
27 959
штрафы
338 697
488 425
91 622
Уменьшенные платежи
229 455
346 769
52 587
Динамика проведения выездных налоговых проверок в Новосибирской области за последние 3 квартала представлена в таблице 2:
Таблица 2
1 квартал 2008
Количество проведенных выездных проверок
5 238
6 974
1 638
2 779
3 720
850
53,06%
53,34%
51,89%
15 999 748
21 928 218
9 286 019
11 618 381
15 679 571
6 014 863
1 873 135
2 937 784
1 768 185
2 508 232
3 310 863
1 502 971
12 366
9 299
0
Проанализировав данные таблиц 1 и 2 модно сделать вывод, что количество проверок, а следовательно и суммы доначислений в 2008 году от квартала к кварталу росли, в 1 квартале 2009 года резко снизились. Это можно объяснить некоторой сезонностью в работе налоговых органов. Так, в первом квартале 2008 года проверок также было проведено сравнительно не много: 1 721 - выездных и 222 038 - камеральных. По их итогам было доначислено 4 092 072 рубля и 836 881 рубль соответственно.
Выездные проверки являются более результативными. Это видно и по суммам доначислений и по количеству выявляемых нарушений. Более половины выездных налоговых проверок выявляют нарушения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщики по-прежнему остаются несознательными и уменьшать количество налоговых проверок нельзя.
Значительные суммы доначисляются в бюджеты и ВБФ по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов (Таблица 3):
3 кв. 2008
4 кв. 2008
1 кв. 2008
Суммы доначислений по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов (руб)
3 604 259
5 037 808
1 747 217
В общей сложности по итогам трех предыдущих кварталов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды Российской Федерации было доначислено:
Доначислено (руб)
22 403 583
30 652 468
12 119 697
Теперь проанализируем контрольную работу налоговых органов Новосибирской области в пространственно разрезе. В таблице 4 представлены данные о доле проверенных предприятий в их общем числе и процент проверок, повлекших за собой доначисления по некоторым регионам Сибирского Федерального округа:
Таблица 4
Регион
Доля проверенных в течение 2007 года компаний от общего их числа,%
Доля проверок, закончившихся доначислениями,%
Средняя сумма доначислений на одну результативную проверку, т. р.
Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО
3,08
93,91
1221,18
Кемеровская область
1,77
100
2640,69
Красноярский край
2,26
89,02
1491,09
Новосибирская область
0,66
98,3
3107,36
Омская область
1,99
95,57
2585,3
Республика Бурятия
3
99,79
803,3
Республика Саха (Якутия)
1,4
93,59
2438,18
Республика Хакасия
1,82
98,5
1962,97
Томская область
2,3
99,22
839,71
Ханты-Мансийский АО - Югра
2, 19
90,43
3107,25
Читинская область и Агинский Бурятский АО
3,83
98,47
1054,18
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5