Рефераты. Финансы и финансовая система РФ p> Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

2.1. Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,

-формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

-государственное регулирование и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение финансовой политики;

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон
“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие
“Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100
% плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В
Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:

-классификацию доходов бюджетов РФ;

-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
РФ;

-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов
РФ;

-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов
РФ;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ
(ФК) - структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

-организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

-доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

-ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

-организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;

-осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

-регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

-организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается
Федеральному собранию, которое его утверждает.

Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

Бюджетный дефицит и его причины. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.