Рефераты. Финансы и финансовая политика p> Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. Распределительный характер денежных отношений характеризуется их предварительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов в закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам, порядок их исчисления и т. д.), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.
При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта контроля. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного финансирования обслуживается финансами в распределительной функции. Но все эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика контрольной функции — контрольная функция является производной распределительной функции.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция финансов с помощью стоимостных показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупного общественного продукта, то объектом контроля является показатель себестоимости производства, выступающий денежным выражением затрат живого и овеществленного труда.
Особенность этого показателя — в способности сигнализировать о состоянии воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в возможности его использования в качестве средства контроля. Объектом контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений просвещения, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе может быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.
Финансовая дисциплина основана на соблюдении государственной задолженности с применением к ее нарушителям финансовых санкций.
Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности через осуществление финансового контроля, рассматривая его как форму проявления и специального использования контрольной функции финансов.

Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность финансовых органов, налоговых служб.

Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства. в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношений меняется.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене — предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова— это система финансовых учреждения, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан.
Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.

Рисунок 1.1 Схема финансовой системы

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами.
Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):
- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты
(реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.