Рефераты. Финансовый риск как объект управления

ПРИЕМЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

Приемы риск-менеджмента представляют собой приемы управ­ления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и прие­мов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков яв­ляются: избежание их, удержание, передача.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора за­частую означает отказ от прибыли.

Удержание риска — это оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капи­тал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств по­крыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что инвестор передает ответствен­ность за риск кому-то другому, например, страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.

Снижение степени риска — это сокращение вероятности и объ­ема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

• диверсификация;

• приобретение дополнительной информации о выборе и ре­зультатах;

• лимитирование;

• самострахование;

• страхование;

• страхование от валютных рисков;

• хеджирование;

• приобретение контроля над деятельностью в связанных об­ластях;

• учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения ка­питала между различными объектами вложения, которые непо­средственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распре­делении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акцио­нерных обществ вместо акций одного общества увеличивает ве­роятность получения им среднего дохода и соответственно сни­жает степень риска.

Диверсификация является наиболее обоснованным и относи­тельно менее издержкоемким способом снижения степени фи­нансового риска.

Диверсификация — это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внеш­ние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объек­тов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет ди­версификация.

Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т. е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.

К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские вол­нения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т. д. Риск, обусловленный этими процес­сами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируе­мого и недиверсифицируемого риска (рис. 4).

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т. е. диверсифика­цией.

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.


Число объектов рассеивания риска, ед.

Рис. 1. Зависимость объема (или степени) риска от диверсификации

На рис. 4 величина отрезка АВ показывает объем общего рис­ка, который состоит из диверсифицируемого риска (АК) и неди­версифицируемого риска (КВ).

Приведенная графически зависимость показывает, что расши­рение объектов вложения капитала, т. е. рассеивания риска, от 5 до 15 позволяет легко и значительно уменьшить объем риска с ве­личины ОР1 до величины ОР2.

Зарубежная наука разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки системати­ческого риска и доходности ценных бумаг.

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финан­совому менеджеру часто приходится принимать рисковые реше­ния, когда результаты вложения капитала не определены и осно­ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожи­даемой стоимостью, когда информация неполная.

Приведем пример.

Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить то­вара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц това­ра затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 еди­ниц товара затраты составят 1200 руб. за единицу. Предпринима­тель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убы­ток его операции. При продаже товара вероятность составляет «50 на 50», т. е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 500 единиц товара 500 тыс. руб. [500 (3000 - 2000)]; при продаже 1000 единиц товара — 1800 тыс. руб. [1000 (3000 — 1200)]; средняя ожидаемая прибыль — 1150 тыс. руб. (0,5 х500 + 0,51 х 800).

Ожидаемая стоимость информации при условии определеннос­ти составляет 1150 тыс. руб., а при условии неопределенности (по­купка 1000 единиц товара) составит 900 тыс. руб. (0,5 х 1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150 — 900).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо полу­чить информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс. руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обес­печивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банка­ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т. п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то­варов в кредит, предоставлении займов, определении сумм вло­жения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компа­нии. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхова­нию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных за­труднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут соз­даваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают прежде всего натуральные страховые фонды: семенной, фураж­ный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления небла­гоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженно­сти, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранно­го капитала обязаны в законодательном порядке создавать ре­зервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставно­го капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и но­минальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под­лежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для фи­нансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилеги­рованным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества вза­имного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом сни­жения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее время появились новые виды страхования, напри­мер, страхование титула, страхование предпринимательских рис­ков и др.

Титул — законное право собственности на недвижимость, име­ющее документальную юридическую сторону. Страхование ти­тула — это страхование от событий, произошедших в прошлом последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение поне­сенных убытков в случае расторжения судом договора купли-про­дажи недвижимости.

Предпринимательский риск — это риск неполучения ожидае­мых доходов от предпринимательской деятельности (ст. 933 ГК РФ). По договору страхования предпринимательского риска мо­жет быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу, т. е. нельзя заключить такой договор в пользу третьего лица. Страховая сумма не должна пре­вышать страховую стоимость предпринимательского риска. Стра­ховой стоимостью предпринимательского риска является сумма убытков от предпринимательской деятельности, которые страхо­ватель, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхово­го случая.

По договору имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ) мо­жет быть застрахован риск убытков от предпринимательской дея­тельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности, по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Хеджирование (англ ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э.Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредит­ная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование — система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения об­менных валютных курсов и преследующая цель избежать небла­гоприятных последствий этих изменений». В отечественной ли­тературе термин «хеджирование» стал применяться в более широ­ком смысле как страхование рисков от неблагоприятных измене­ний цен на любые товарно-материальные ценности по контрак­там и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ.изгородь, ог­рада). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных кон­трактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы­шения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покуп­ную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный кон­тракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее кон­тракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бир­же срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти на столько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.       

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т. е. предприниматели, идущие на определенный, заранее просчитанный риск.

 Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га­рантийный взнос, которым и определяется величина риска спе­кулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизи­лась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, рав­ную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спеку­лянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и по­лучает дополнительный доход от разницы в ценах товара и куп­ленного контракта.

Рассмотрим технологию хеджирования на примере хеджа на повышение курса валюты.

Пример 1

Отказ хозяйствующего субъекта от хеджирования валютных рисков

В этом случае субъект принимает на себя риск и неявно стано­вится валютным спекулянтом, рассчитывая на благоприятную динамику валютного курса. При этом стоимость активов ставится в прямую зависимость от курса валюты.

Хозяйствующий субъект планирует осуществить через три меся­ца платежи в сумме 10 тыс. ам. долл. При этом в данный момент курс СПОТ составляет 6000 руб. за 1 долл. (конец 1997 г.). Следо­вательно, затраты на покупку 10 тыс. ам. долл. составят 60 млн. руб. Если через три месяца курс СПОТ понизится до 5800 руб. за

1 долл.,

то эквивалент долларовой позиции составит 58 млн. руб. = (5800 руб. * 10 тыс. долл.). Хозяйствующий субъект затратит на покупку валюты через три месяца 58 млн. руб., т. е. будет иметь экономию денежных средств, или потенциальную прибыль,2 млн. руб. = (60 — 58). Если через три месяца курс СПОТ возрас­тет до 6200 руб. за 1 долл., то затраты хозяйствующего субъекта на покупку 10 тыс. ам. долл. составят 62 млн. руб. = (6200 руб. • 10; ТЫС. ДОЛЛ.).

Следовательно, дополнительные затраты на покупку будут равны 2 млн. руб. = (62 — 60).

Преимущество отказа от хеджирования проявляется в отсутст­вии предварительных затрат и в возможности получить неограниченную прибыль.

Недостатком являются риск и возможные потери, вызванные увеличением курса валюты.

Пример 2

         Хеджирование с помощью форвардной операции

Форвардная операция представляет собой взаимное обязатель­ство сторон произвести валютную конверсию по фиксированно­му курсу в заранее согласованную дату. Срочный, или форвард­ный контракт — это обязательство для двух сторон (продавца и покупателя), т. е. продавец обязан продать, а покупатель купить определенное количество валюты по установленному курсу в оп­ределенный день.

Хозяйствующий субъект решил заключить трехмесячный сроч­ный (т. е. форвардный) контракт на покупку-продажу 10 тыс. ам. долл. В момент заключения контракта курс СПОТ составлял 6000 тыс. руб. за 1 долл., а трехмесячный форвардный курс по контрак­ту — 6200 руб. за 1 долл. Следовательно, затраты на покупку валю­ты по контракту будут равны 62 млн. руб. = (6200 руб. х 10 тыс. долл.). Если даже через три месяца в день исполнения контракта курс СПОТ повысится до 6300 руб. за 1 долл., все равно затраты хозяйствующего субъекта на покупку валюты составят лишь 62 млн. руб. Если же он не заключил бы срочный контракт, то за­траты на покупку валюты выразились в 63 млн. руб. = (6300 руб. х 10 тыс. долл.).

Экономия денежных ресурсов, или потенциальная прибыль, составит 1 млн. руб. = (63 — 62). Если через три месяца на день исполнения контракта курс СПОТ снизится до 5800 руб. за 1 долл., то при затратах 62 млн. руб. по срочному контракту упу­щенная выгода (потенциальные потери) составит - 4 млн. руб.  = [10 тыс. долл. • (5800 - 6200) руб.].

Преимущество форвардной операции проявляется в отсутст­вии предварительных затрат и защите от неблагоприятного изме­нения курса валюты. Недостатком являются потенциальные по­тери, связанные с риском упущенной выгоды.

Пример 3

Хеджирование с помощью опционов

Валютный опцион — это право покупателя купить и обязатель­ство для продавца продать определенное количество одной валю­ты в обмен на другую по фиксированному курсу в заранее согла­сованную дату или в течение согласованного периода времени. Таким образом, опционный контракт обязателен для продавца и

необязателен для покупателя. Хозяйствующий субъект покупает валютный опцион, который предоставляет ему право (но не обя­занность) купить определенное количество валюты по фиксиро­ванному курсу в согласованный день (европейский стиль).

Хозяйствующий субъект предполагает через три месяца произ­вести платежи в размере 10 тыс. ам. долл. и зафиксировать мини­мальный обменный курс доллара. Он покупает опцион на покуп­ку долларов со следующими параметрами:

сумма                      10 тыс. ам. долл.

срок                        3 месяца

курс опциона         6200 руб. за 1 долл. (конец 1997 г.)

премия                    160 руб. за 1 долл.

стиль                      европейский

Данный опцион дает право хозяйствующему субъекту купить 10 тыс. ам. долл. через три месяца по курсу 6200 руб. за 1 долл. Хозяйствующий субъект платит продавцу валюты опционную премию в размере 1,6 млн. руб. = (10 тыс. долл. х 160 руб.), т. е. цена данного опциона составляет 1,6 млн. руб. Если через три ме­сяца на день исполнения опциона курс доллара СПОТ упадет до 5800 руб., то хозяйствующий субъект откажется от опциона и ку­пит валюту на наличном рынке, заплатив за покупку валюты 58 млн. руб. = (5800 руб. х 10 тыс. долл.).

С учетом цены покупки опциона (премии) общие затраты хо­зяйствующего субъекта на приобретение валюты составят 59,6 млн. руб. = (58 + 1,6). Если через три месяца надень исполнения опциона курс доллара СПОТ повышается до 6500 руб., то буду­щие расходы хозяйствующего субъекта на покупку валюты уже застрахованы. Он реализует опцион и затрачивает на покупку ва­люты 62 млн. руб. Если бы он покупал валюту на наличном рынке при курсе СПОТ 6500 руб. за 1 долл., то затратил бы на покупку 65 млн. руб. = (6500 руб. х 10 тыс. долл.). Экономия денежных ре­сурсов, или потенциальная выгода, составляет 1,4 млн. руб.  = (65 -62- 1,6).

Преимущество хеджирования с помощью опциона проявляется в полной защите от неблагоприятного изменения курса валюты. Недостатком являются затраты на уплату опционной премии.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.