Рефераты. Финансовый менеджмент: наука и практика в условиях перехода к рыночной экономике p> Управление финансами предприятия или, иными словами, функциональную модель финансового менеджмента можно представить в виде следующей схемы
(рис. 3.2.).

Отвлекшись от комплексов задач - проблем финансового менеджмента - разберем остальные элементы настоящей модели. Функционирование финансового механизма управления органически смыкается с постоянным формированием, изучением и регулированием (контролем) плановой и аналитической информации о финансовых показателях и процессах. Более того, и финансовое планирование, и анализ выделены в самостоятельные участки финансовой работы. А текущая и оперативная финансовая работа в свою очередь базируется на планировании и анализе.

Заметим, что блоки анализа непременно охватывают сбор, учет и обобщение (свод) информации. А блоки планирования неизменно составляют заключительный раздел любого бизнес-плана. Это вполне согласуется с характером и требованиями финансовой работы, а также возможностями конструирования определенных комплексов задач.

Собственно в этом месте мы вплотную подошли к функциям финансового менеджмента, рассмотренным в п.2.4. и в частности, к функциям финансового менеджмента как управляющей системы. В данном случае все эти функции также проявляются в работе финансового менеджмента.

3.3. Совокупность финансовых показателей и процессов.

Попытаемся ответить на вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В самом общем виде ответ на поставленный вопрос содержится в названии настоящего раздела. Это – комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели: показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
(объединения).

Учитывая, что все финансовые показатели - доходов и поступлений, расходов и отчислений, оценки эффективности - образуются в процессе денежных отношений предприятия со своими контрагентами внутри- и внепроизводственной среды, попытаемся определить сферы и контрагентов
(субъектов) этих отношений. Представим эти отношения следующей схемой
(рис.3.3.).

1-й вид. Это в основном отношения по поводу оплаты (и стимулирования) живого труда. Их масштаб можно представить себе по статистической информации о средней заработной плате, включая премирование, и о доходах владельцев собственности (акционеров), рабочих, служащих, крестьян, кооператоров, а также о численности соответствующих социальных групп трудящихся.

Сюда же относятся выплаты ссуд, дивидендов, процентов и прочих доходов, командировочных, других подотчетных сумм и обратный, значительно меньший поток денег: возврат ссуд, подотчетных сумм, уплата штрафов и пр.
Эта сфера обеспечивает движение наличных денег и представляет главный канал их выпуска в обращение.

2-й вид. Внутриотраслевые денежные отношения, или отношения по вертикали, охватывающие, с одной стороны, внутрипроизводственный хозрасчет
(между цехами и другими подразделениями предприятий), сегодня, к сожалению, недостаточно развитый и не имеющий определенной методологической схемы, а с другой стороны, взаимоотношения предприятий с вышестоящими хозяйственными отраслевыми звеньями управления: производственными, научно- производственными объединениями, холдинговыми компаниями, межотраслевыми объединениями и иными производственными ассоциациями, наконец, с отраслевыми министерствами. В последнем случае новыми условиями хозяйствования эти взаимоотношения регламентированы: на нормативной основе в отраслях создаются централизованные фонды и резервы с известными направлениями расходования средств, выравнивающими научно-техническое и социально-экономическое развитие отдельных предприятий.

1. предприятиями и занятыми на них трудящимися;

2. подразделениями внутри отрасли и предприятия;

3. поставщиками и плательщиками;

4. предприятиями и государством - федеральным, региональными, местными бюджетами и внебюджетными фондами;

5. предприятиями и кредитной системой;

6. предприятиями и биржами (фондовыми, валютными, товарными), страховыми организациями, имущественны- ми фондами и прочими институтами или звеньями финан- сово - кредитной системы;

7.населением и государством, а также общественными орга- низациями и институтами финансовой инфраструктуры.

Рисунок 3.3. Схема финансовых отношений

Вертикаль денежных отношений проходит через само предприятие
(основную хозяйственную ячейку), где образуется, движется и накапливается капитал, в том числе через специальные фонды и резервы, обеспечивающие финансирование простого и расширенного воспроизводства (амортизационный фонд, фонд развития производства, науки и техники, фонд оборотных средств и т.д.) и фонд социального развития коллектива или, что то же самое, фонд потребления и фонд накопления.

3-й вид. Каждое предприятие является поставщиком продукции
(хозяйственных услуг) и одновременно покупателем таковых. Масштаб и характер денежных отношений в этой экономической цепочке зависят от многих факторов: объема деятельности объема инвестиций, структуры издержек и длительности оборота денег, авансируемых в текущие и капитальные затраты, уровня цен и отраслевой специфики производственных связей и пр. Все это отражается в хозяйственных договорах между контрагентами.

4-й вид. Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.
Преобладающая часть бюджетных и других централизованных доходов формируется за счет средств предприятий.

Исторически категория финансов порождена возникновением государства, требующего для своего содержания поступления доходов. Рассматриваемая сфера денежных отношений связывает две составляющие финансов - общегосударственные и отраслевые финансы, выделившиеся как самостоятельная область научных знаний с конца 1950-х годов. Ныне - это главный канал финансовой связи предприятий с государством.

5-й вид. Взаимоотношения с кредитной системой, или с банками, охватывающие не только ссудные операции (выдача и возврат кредита, уплата и получение процентов), хранение и накопление денежных средств для последующего их авансирования в текущие и капитальные затраты, но и реинвестирование и инновационную деятельность, а также кассовые операции по безналичным и налично-денежным расчетам, т.е. организацию денежного обращения внутри страны и по внешнеэкономическим контактам.

И хотя кредит - самостоятельная экономическая категория, ее сущность и функции идентичны финансам, только действуют на началах возвратности, и поэтому правомерно считать кредит специфической частью финансов.

6-й вид. В целом денежные отношения с предприятиями состоят из инвестиций (биржи, фонды, финансовые компании) или покрытия затрат предприятий в виде платежей страховым фирмам, трастовым компаниям, а также получения доходов (либо убытков) от операций с ценными бумагами, валютой, в виде страхового возмещения, комиссионных и иных поступлений или компенсаций.

7-й вид. Денежные отношения населения с государством, общественными организациями и отдельными субъектами финансовой инфраструктуры обращают нас к общегосударственным финансам. Однако целый ряд платежей в бюджет, организациям финансово-кредитной системы (в том числе в фонды социального страхования) и общественным организациям, перечисляемых в безналичном порядке из заработной платы или доходов населения, осуществляются через предприятия, где заняты соответствующие категории трудящихся.
Рассматриваемая сфера денежных отношений распространяется на:

1) налоги и неналоговые платежи населения государству, добровольные и обязательные страховые взносы, покупку облигаций госзаймов и лотерейных билетов, передачу средств на хранение и ретрансляцию

(например, в аккредитивы) кредитным учреждениям, взносы в фонды общественных организаций (например, профсоюзы, творческие союзы), погашение ссуд и уплату процентов и т.д.;

2) ассигнования из бюджета на социальные нужды (в том числе пенсии, пособия, стипендии), выплаты населению через внебюджетные фонды, кредитные и страховые учреждения, финансирование из фондов общественных организаций и добровольных пожертвований и т.п.

Сегодня данная сфера существенно расширяется за счет появления новых финансовых фондов и видов ценных бумаг, развития сферы услуг населению и форм привлечения его средств в централизованные фонды.

В добавлении к вышесказанному следует отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществления расходов (см. комплексы задач на рис. 3.2.).

3.4. Организация службы финансового менеджмента и задачи финансового менеджера

Приватизация, либерализация цен и иных финансовых нормативов, страховых, ссудных и учетных процентных ставок и тарифов, возникновение новых коммерческих и финансовых структур на базе частного капитала, формирование финансовых рынков, соответственно изменение хозяйственного и бюджетного права, форм собственности и прочих атрибутов социально - экономической перестройки российского общества трансформировали и финансовую систему с ее институтами. Эти институты современной финансовой инфраструктуры уже назывались в числе финансовых контрагентов предприятий
(см. рис. 3.3.).

Фундаментальным, базовым звеном являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.

Несмотря на либерализацию экономики государство строго регламентировало организационно-правовые формы предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус, в частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и пр.

В результате приватизации государственных предприятий (и помимо нее) наиболее типичной структурой стали акционерные общества (АО) открытого и закрытого типов. В материальном производстве сохранились государственные и муниципальные, или унитарные, предприятия (УП). В социальной, судебно- правовой и военной сфере функционируют, как и прежде, государственные бюджетные учреждения. Однако, они, как правило, оказывают и платные услуги, дополняя бюджетное финансирование доходами от своей платной деятельности и в этой части подчиняясь закономерностям финансового менеджмента.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, кроме хозяйственных структур, в экономике могут функционировать общества с ограниченной ответственностью
(ООО), производственные кооперативы. Помимо них активно развились благодаря налоговым льготам такие предпринимательские структуры, как полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.