Рефераты. Финансовый контроль и пути повышения его эффективности

контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

используют федеральную собственность либо управляют ею;

имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст.287 УК РФ.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

Контрольно - ревизионная деятельность в 2007-2008 годах является основным видом деятельности Счетной палаты. Она осуществлялась по всем направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами счетной палаты, в соответствии с Планом работы счетной палаты на 2007 год, утвержденной Коллегией счетной палаты.

В отчетном году Счетной палатой проведено 456 контрольных мероприятий, из них 254 в рамках непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Комплекс указанных мероприятий существенно дополняется тематическими проверками, экспертно - аналитическими мероприятиями, проводимыми как поручениями палат Федерального собрания Российской Федерации и обращения членов совета Федерации депутатов Государственной Думы, так и по инициативе самой Счетной палаты.

В 2007 году контрольные мероприятия Счетной палаты осуществлялись в федеральных органах государственной власти и органов Государственной власти субъектов Российской федерации на предприятиях, учреждениях, организациях, банках и иных финансово - кредитных учреждениях, ассоциациях и объединениях вне зависимости от видов и форм собственности, получающих и использующих средства федерального бюджета, использующих федеральную собственность или управляющих ею, а также, имеющих предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные финансовые льготы и преимущества.

Наибольшее количество контрольных мероприятий проведено в Минфине России (70), Федеральном казначействе (25), Минэкономразвития России (34), Росимуществе (20), Миноборнауки России (20), ФНС России (17). Контрольные мероприятия осуществлялись в 77 субъектах РФ, многие из них с участием контрольно - счетных органов субъектов РФ.

3.1 Основные направления Счетной палаты в 2008 году


Начиная с 2008 года, Счетная палата перешла на трехлетний цикл планирования своей деятельности. В целях организации разработки перспективного плана деятельности в Счетной палате, разработан и утвержден Коллегией Стандарт финансового контроля 4005 " Порядок планирования работы Счетной палаты РФ".

Приоритетными направлениями деятельности Счетной палаты на 2008 - 2010 годы, утвержденный коллегией Счетной палаты, предусмотрено осуществление комплексов контрольных и экспертно - аналитических мероприятий, обеспечивающих не только реализацию задач и функций, возложенную на Счетную палату Федеральным законом "О счетной палате Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом " О соглашении, о разделе продукции", но и контроль использования государственных средств, направленных на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента РФ и Бюджетном послании.

В составе комплексов контрольных и экспертно - аналитических мероприятий по обеспечению повышения качества жизни, запланировано проведения проверок использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на увеличение населения, решение проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

В составе комплексов контрольных и экспертно - аналитических мероприятий по обеспечению экономического роста были проведены проверки использования государственных ресурсов, направленных на реализацию проектов с применением новых механизмов государственно - частного партнерства, на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, на обеспечение повышения устойчивости снабжения населения и экономики электроэнергией.

Был осуществлен комплекс контрольных и экспертно - аналитических мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов РФ в области обороноспособности и безопасности государства.

В составе комплексов контрольных и экспертно - аналитических мероприятий по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии развития наноиндустрии, развитие культурного потенциала.

В 2008 году Счетной палатой был продолжен контроль за использованием государственных средств, направленных на реализацию национальных проектов "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", а также Государственной программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 годы, в рамках которой с текущего года будет реализовываться проект "Развитие агропромышленного комплекса"

Особое внимание 2008 году было уделено контрольным и экспертно - аналитическим мероприятиям по обеспечению контроля использования средств федерального бюджета, направленных на финансирование обеспечения проведения ХХII зимних Олимпийских игр и ХI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи. Представитель Счетной палаты С. В Степешин в соответствии с Указом Президента РФ от 26 сентября 2007 № 1308 "О Совете при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХII зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи" входит в состав Президиума указанного Совета. Заместитель Представителя Счетной палаты А. Н Семиколенных назначен представителем ревизионной комиссии наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Организационный комитет ХХII Олимпийских зимних игр и ХI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи". Аудитор Счетной палаты М. И Бесхмельцын включен в состав Координационного совета при Министерстве регионального развития РФ по организации мероприятий по подготовке и проведению ХХII зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

В 2008 году осуществлялся контроль эффективности расходования средств федерального бюджета на подготовку к проведению саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, выполнения ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья" до 2013 года.

Характерной особенностью Счетной палаты в 2008 году является то, что ее деятельность осуществлялась в условиях деятельности новой редакции Бюджетного кодекса РФ в части регулирования бюджетного процесса. С введением с 1 января 2008 года в действие отдельных норм Бюджетного кодекса РФ Счетная палата готовила заключения по отчетам каждого из 114 главных администраторов средств Федерального бюджета и заключение на отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2007 год на 4,5 месяца раньше прежнего. Данная работа осложнялась тем, что в те же сроки необходимо было подготовить заключение на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2009 - 2011 годы. Кроме того, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ Федерации Счетная палата впервые должна подготовить заключение на отчет Министерства финансов РФ, являющегося не только федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию и исполнение федерального бюджета, но и участником бюджетного процесса, субъектом ведомственной структуры расходов бюджета - главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим более 40% расходов федерального бюджета.

В соответствии со статьёй 157 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены проверки Счетной палатой бюджетных субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года отдельных статей Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с изменениями и дополнениями) особо актуальным становиться оказание Счетной палатой методологической и консультационной помощи контрольно - счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований по созданию нормативно - правовой деятельности. Изменение бюджетного законодательства требует существенных усилий для формирования адекватной методологической базы. Отсутствует достаточно ясная и четкая терминология финансового контроля. Поэтому одной из важных задач на ближайшую перспективу является формирование единой системы взаимосвязанных между собой стандартов внешнего государственного финансового контроля на основе разработанных стандартов.

Разработки новых методологических подходов потребует необходимость осуществления контроля за деятельностью активно создаваемых в настоящий момент государственных корпораций, которые призваны мобилизовать механизмы частно-государственного партнерства на реализацию крупнейших инновационных проектов. При создании этих корпораций финансовые ресурсы государства фактически выводятся за пределы бюджетной системы, а юридические отношения между основными объектами экономических процессов переходят из пространства публичного права в пространство договорных отношений власти и бизнеса. При этом статус и особенности деятельности каждой из этих корпораций определяются отдельным федеральным законом, где, в том числе регулируются вопросы осуществления контроля за их деятельностью. Концепция Счетной палаты в этих законах неопределенна.

Осуществление указанных работ потребует серьезных изменений организации работы аппарата Счетной палаты с целью обеспечения качества ее контрольно - ревизионной и экспертно - аналитической деятельности. [11, Сайт "Министерства финансовых дел РФ".]


Заключение


Все поставленные задачи решены, цель работы достигнута.

В результате проведенной работы были систематизированы понятия, касающиеся сущности финансового контроля и рассмотрены:

формы финансового контроля;

методы проведения финансовой деятельности;

основные виды государственного и негосударственного финансового контроля и органы, его осуществляющие;

работа Счетной палаты в 2008 году.

Финансы, финансовые отношения, финансовый контроль, охватывают практические все стороны экономической жизни общества. От совершенства финансовой системы зависит рост эффективности производства, рост экономики государства.


Список использованной литературы


1. Учебник. - 7 - издание, перераб. И доп. - М.: Издательство - торговая корпорация "Дашкова И. К", 2007. - 512с.

2.А.Н. Архипов, И. А Погосов, И.В. Караваева [и др.] ;, под ред.А.И. Архипова, И. А Погосова. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 632с.

3.А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - И.: Фсгагсы и статистика, 2007. - 504.: ил.

4. Бабич A. M., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 687с.

5. Белов А.В. Финансы в рыночной экономике. - М.: "Прометей", МПГУ, 2004. - 208с.

6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. - 532с.

7. Еремина О.Ф. Финансы. Учебный модуль для экономических специальностей. - Кемерово, 2003. - 120с.

8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 512с.

9. Сабатини Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Издательство "Менеджер", 2003. - 194с.

10. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы. Денежное обращение и Кредит. - М.: ООО "ТК Велби", 2004. - 496с.

11. Сайт "Министерства финансовых дел РФ".



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.