Рефераты. Финансовый аппарат государства, его структура и функции

В то же время решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, которые на первый взгляд прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами, и оптимизация налогообложения, и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными т итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы - это оздоравливать весь ее организм.

Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, на способность быстро и правильно оценить хозяйственную ситуацию и найти тот единственно возможный в данном положении подход, который и является в конкретных условиях оптимальным. Для современного менеджмента характерны:

• стабильное стремление к повышению эффективности производства

• бизнеса в целом;

• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты: функционирования на рынке предприятия в целом или его подразделений;

• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;

• ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности организации;

• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

• изменение функции планирования от текущего к перспективному;

• выход финансового менеджмента на передний план во всей системе управления предприятия;

• упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

• оценка управления в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;

• максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

• привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ей;

• осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких

решений;

• опора на инновации в каждом сегменте работы организации, нестандартные решения;

• проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;

• способность разумно рисковать и управлять риском;

• возрастание роли маркетинга в бизнесе до ключевой [5, с. 32-35].

Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от государств с развитой рыночной экономикой, что использование приемов и методов современного менеджмента в нашей стране не может не носить творческий, пионерский, новаторский характер при максимальном учете особенностей, традиций, специфики всей страны в целом, каждого региона, трудового коллектива. Ныне менеджмент выступает как система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования, прогнозирования научных разработок, организации производства, реализации продукции и услуг на основе постоянных нововведений с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

 

3.2 Механизм реализации функций и задач органов управления финансами


Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических стран. Основными направлениями государственного регулирования являются:

·        политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

·        налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

·        участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

·        законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

В развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг[8] .

Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы. Другим регулирующим методом является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. Система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных изменений. Современному механизму регулирования в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов, послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.

Можно заключить, что Российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран .

3.3 Бюджетный федерализм как тенденция развития финансовой системы РФ


Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.

Причин бюджетного дефицита может быть много:

¨                 спад общественного производства;

¨                 рост предельных издержек общественного производства;

¨                 массовый выпуск «пустых» денег;

¨                 неоправданно «раздутые» социальные программы;

¨                 возросшие затраты на финансирование ВПК;

¨                 крупномасштабный оборот «теневого» капитала; огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету [9, с. 44-46].

 В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к, самодвижению и поступательному развитию.

Особая проблема, возникающая при данной концепции, - это то, что. спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние 5-6 лет дефицит федерального бюджета приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит,

Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, в НИОКР и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе. В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга) [1].

Заключение


Финансовый рынок – это рынок в котором преобладают финансовые отношения, в его состав входят денежный рынок и рынок капиталов и в условиях рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Одной из наиболее важных функций рынка является инвестиционная деятельность. Финансовый рынок имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как: коммерческая функция, ценовая функция, информационная функция, регулирующая функция и т.д. К специфическим функциям финансового рынка можно отнести следующие: перераспределительную функцию; функцию страхования ценовых и финансовых рисков. На финансовом рынке в процессе ценообразования в основном взаимодействуют два экономических закона: закон спроса и предложения и закон стоимости. Развитие финансов обусловлено постоянный расширением финансовых фондов, включающих в себя централизованные (обычные бюджеты, бюджеты капитальных вложений и т.д.) и децентрализованные (фонды предприятий и других организаций). Экономическая ситуация в России в сфере производственных инвестиций сегодня отличается не только, сложностью накопленных экономических проблем, но и тем, что практически не меняется менталитет многих хозяйственных руководителей. Важно в нынешней ситуации целенаправленно ориентировать воздействие экономических реформ на стимулирование действий хозяйственных руководителей по сокращению производственных, затрат, повышению конкурентоспособности продукции и общей эффективности производства. Это означает, что в основу структурно-инвестиционной политики должны быть положены принципиально новые ориентиры рыночных преобразовании.

Российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран .

Список использованной литературы


1.           Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н.. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 448 с.

2.           Алехина О.Е., Репетун Т.В., Блохина А.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. Часть I. – Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2006 г.

3.           Балабанов B.C. и др. Рынок ценных бумаг: Коммерческая азбука/В.С. Балабанов, И.Е. Осокина, А.И. Поволоцкий. - М.: Финансы и статистика, 2003.-128с.

4.           Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. 2007 - 270 с. - (Серия «Высшее образование").

5.           Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 5-е перераб. и доп. изд. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. -584с.

6.           Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 280 с.

7.           Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление государством. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 416 с.

8.           Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», - 2003. – стр.183-206.

9.           Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.: Перспектива, 2005. с. 565.

10.      Васильев В.Н. Вексель в хозяйственном обороте в России // Закон и право. - 2006. - №10. - с.16-18.

11.      Габов А.В. Индоссамент как один из способов передачи векселя // Хозяйство и право. – 2007. - №6. - с.39.

12.      Гришаев С.С. Финансовая система // Домашний адвокат. - 2006. - №16,17. - с.7.

13.      Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России // Человек и труд, № 9/2007. с. 42 – 43.

14.      Яковлев А.Н. Раскрытие информации о проблемах классификации не денежных трансакций // Вопросы экономики. - 2006. - №5. - с. 19.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.