Рефераты. Финансовые ресурсы. Финансовая система страны

4. Прочие виды деятельности и хозяйственные операции — движение денежных средств, связанных с получением и использованием целевого финансирования и поступлений на цели не инвестиционного характера, использованием резервов предстоящих расходов и платежей, а также связанных с расчетами по операциям.


2. Финансовая система страны


Обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие "система финансов" является развитием более общего понятия "финансы" в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, дается следующее определение: финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. Проходя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию. Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы. Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственных и муниципальных финансов;

2) финансов хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 2.

В учебнике "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева говорится, что финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.(Рис.3 ) В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы(государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, в составе финансовой системы РФ выделяются две важнейшие части: централизованные и децентрализованные финансы.

Снова обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и по внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: государственные и муниципальные финансы:

• бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);

• целевые внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

Обратимся к учебнику "Финансы" выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же говорится, что централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, не выделяется отдельно государственный кредит, там говорится, что централизованные публичные финансы — объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: в настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономных звена:

• республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

• бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка, так же говорится, что действующая бюджетная система РФ — трехуровневая. Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.

Обратимся к учебнику "Финансы", выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же говорится, что Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня. Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов областей (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: по признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.