(3)
Далее рассмотрим показатели рентабельности. Они отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.
Коэффициент рентабельности активов рассчитывается отношением прибыли отчетного года к средней сумме активов и выражается в процентах.
(4)
Коэффициент рентабельности продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации на выручку от реализации товаров, работ, услуг, рассчитывается в процентах.
(5)
Коэффициент рентабельности производства – отношение прибыли от реализации к себестоимости проданных товаров, работ, услуг (в процентах).
(6)
Финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия представлены в Таблице 2.4.Рассмотрим показатели ликвидности. Из данных таблицы видно, что коэффициент текущей ликвидности показывает недостаточность оборотных активов для покрытия своих обязательств в 2005 и 2006 гг. А в 2007 г. показатель соответствует оптимальному значению, то есть текущих активов достаточно для погашения своих краткосрочных обязательств и продолжения хозяйственной деятельности. Значения коэффициента быстрой ликвидности не точно соответствуют оптимальным, но это допустимо. В случае если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, то допускается превышение значения. Такой случай наблюдается в 2007 г.Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. В 2006 и 2007 гг. данный показатель соответствует норме, но в 2005 г. он также близок к оптимальному значению.
Таблица 2.4 – Показатели, характеризующие работу ОАО «ЧАЗ» за 2005 – 2007 гг.
Показатели
Оптимальное значение
2005
2006
2007
Коэффициент текущей ликвидности
>=2
1,19
1,28
3,31
Коэффициент быстрой ликвидности
0,7-0,8
0,66
0,95
1,1
Коэффициент абсолютной ликвидности
>=0,2-0,25
0,17
0,63
0,21
Коэффициент рентабельности активов
>0.1
9,6
8,74
11,4
Коэффициент рентабельности продаж
15%
8,65
9,4
11,8
Коэффициент рентабельности производства
Около 15%
10,6
11,7
15
Далее рассмотрим коэффициенты рентабельности.
Коэффициент рентабельности активов позволяет оценивать результаты основной деятельности предприятия; выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании. Данные показатели ОАО «ЧАЗ» соответствуют оптимальному значению и возрастают за анализируемый период.
Коэффициент рентабельности продаж показывает какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции с учетом произведенных затрат на производство и реализацию. Показатель растет за рассматриваемый период с 8,6 до 11,8, что говорит об увеличении спроса на продукцию, снижении затрат на производство, росте цен.
Коэффициент рентабельности производства показывает величину прибыли, приходящейся на рубль затрат. В ОАО «ЧАЗ» данный показатель имеет тенденцию к повышению, что благоприятно отражается на состоянии предприятия.
Итак, можно сделать вывод, что показатели ликвидности свидетельствуют о способности предприятия самостоятельно покрывать свои обязательства. Коэффициенты рентабельности также говорят об устойчивом положении предприятия. На конкретное значение данных показателей влияет совокупность внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать при формировании и реализации финансовой политики предприятия.
В данной главе был проведен анализ формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», а также проведена оценка эффективности механизма использования финансовых ресурсов и денежных средств организации. Далее рассмотрим основные направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств ОАО «ЧАЗ».
3. Основные направления совершенствования системы формирования и использования финансовых ресурсов и денежных средств организации
3.1 Отечественный и зарубежный опыт в повышении эффективности использования финансовых ресурсов на предприятии
Экономическая и политическая нестабильность в российской экономике и обществе в условиях становления и развития рыночных механизмов выдвигает весьма важную задачу разработки и практического применения инструментов и показателей устойчивого развития предприятий, которые являются источником производства товаров и услуг, средств для формирования федерального и территориального бюджетов, местом приложения сил для большинства трудоспособных граждан страны, занимают особое место в социально-экономической структуре общества. Взаимодействие предприятий, их целевые ориентации во многом определяют правовую среду государства, служат моделью взаимоотношений, как юридических лиц, так и деловых взаимоотношений физических лиц.
В целях повышения эффективности использования финансовых ресурсов организации мною будет рассмотрен опыт малых предприятий республики Коми.
В условиях экономической неопределенности переходного периода, искаженности структуры материальных оборотных средств, способом управления материальными потоками может быть двойной контроль за прохождением материально-сырьевых ресурсов по технологической цепи.
Способ “система двойного контроля” позволяет исключить ошибки при определении потребности в материально-сырьевых ресурсах, сократить до минимума объем производственного запаса. “Система двойного контроля” помимо обеспеченности программным, информационным и техническим потенциалом предполагает высокую дисциплину поставок и ответственность персонала за экономические результаты деятельности предприятия.
Совокупный эффект от применения данного подхода к управлению материальными потоками на предприятии складывается из следующих элементов:
1) ориентация производства на потребительский спрос;
2) налаживание партнерских отношений с поставщиками;
3) сокращение простоев оборудования за счет обеспеченности рабочих мест заказами на производство и необходимыми предметами труда;
4) улучшение качества выпускаемой продукции и, соответственно повышения ее конкурентоспособности;
5) снижение потерь материалов;
6) улучшение использования производственных и складских площадей;
7) повышение исполнительской дисциплины, снижение травматизма.
Существенным аспектом развития предприятий является информационное обеспечение.
Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.
В последние годы очень популярной стала тема развития микрокредитования: разрабатываются методики, внедряются новые схемы, начали создаваться специализированные организации. Именно микрокредит является наиболее приемлемой формой кредитования для пополнения оборотных средств малых предприятий и частных предпринимателей. В российских условиях микрокредит подразумевает:
- небольшой объем заемных средств;
- краткий срок пользования кредитом;
- целевое назначение (пополнение оборотных средств, мелкооптовая и розничная торговля, сфера услуг);
- жесткий контроль кредитора за использованием заемных средств и своевременным их возвратом;
- оперативное рассмотрение заявки (от 1 до 3 дней) и предоставление кредитных ресурсов.
Таким образом, микрокредит представляет собой более гибкую форму классического банковского кредита.
Можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства также необходимо:
1) на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим предприятия;
2) увеличить количество государственных заказов, предоставляемых предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение;
Теперь рассмотрим зарубежный опыт в улучшении использования финансовых средств.
Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики.
Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности, рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9