Рефераты. Финансовое планирование и бюджетирование

Финансовое планирование и бюджетирование

Лекция 1. Сущность финансового планирования на предприятии


Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Важнейшие объекты финансового планирования:

1.     выручка от продажи товаров (продукции, работ и услуг);

2.     прибыль и ее распределение;

3.     фонды специального назначения и их использование;

4.     объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

5.     взносы в государственные внебюджетные фонды;

6.     объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

7.     плановая потребность в оборотных средствах и источники пополнения их прироста;

8.     объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

§  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

§  определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

§  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

§  установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

§  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

§  контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

Принципы финансового планирования:

1.     финансовое соотношение сроков – получение и использование средств должно происходить в установленные сроки.

2.     платежеспособность – финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах;

3.     оптимальность капитальных вложений – для капвложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования;

4.     сбалансированность рисков – наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

5.     соответствие условий и потребностей рынка – для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию;

6.     предельная рентабельность - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную рентабельность.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

q   перспективное финансовое планирование;

q   текущее финансовое планирование;

q   оперативное финансовое планирование.

Методы финансового планирования можно разделить на две группы:

§  методы расчета отдельных финансовых показателей;

§  общие методы составления финансового плана или программы в целом.

Первая группа включает в себя такие методы, как:

§  нормативный;

§  расчетно-аналитический;

§  балансовый;

§  метод оптимизации плановых решений;

§  экономико-математическое моделирование.

Во вторую группу входят:

§  балансовый метод;

§  сетевой метод планирования;

§  программно-целевой метод планирования.


Лекция 2. Сущность бюджетирования и его место в управлении

предприятием


Бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Бюджетирование представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Цели разработки бюджетов:

1.     прогнозирование финансовых результатов;

2.     установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности;

3.     определение лимитов наиболее важных расходов;

4.     сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений;

5.     контроль за финансовым состоянием компании.


Функции бюджетирования

1

Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период.

2

Координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия.

3

Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности.

4

Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.

5

Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.

6

Средство обучения менеджеров.


Основные элементы бюджетирования

 

Лекция 3. Виды и формы бюджетов. Методы их разработки


Классификация бюджетов

Классификационный признак

Вид бюджета

1. По направлению движения информации от исполнителей к руководству

§  бюджет «сверху вниз»

§  бюджет «снизу вверх»

2. По периоду составления

§  оперативный бюджет

§  текущий бюджет

§  перспективный бюджет

3. По непрерывности планирования

§  самостоятельный бюджет

§  непрерывный (скользящий) бюджет

4. По широте номенклатуры затрат

§  функциональный бюджет

§  комплексный бюджет

5. По методам разработки

§  фиксированный бюджет

§  гибкий бюджет

6. По длительности планируемого периода

§  ежедневный бюджет

§  понедельный бюджет

§  месячный бюджет

§  квартальный бюджет

§  годовой бюджет


Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

В целом все виды бюджетов, применяемые в финансовом планировании, можно разделить на три основные группы: основные (финансовые) бюджеты, операционные бюджеты, вспомогательные бюджеты.

Финансовые (основные) бюджеты

Бюджет доходов и расходов — бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной потребителям продукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма.

Бюджет движения денежных средств — это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы.

Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) компании, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

§  бюджет продаж показывает объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§  бюджет производства показывает объемы производства по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

§  бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§  бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

§  бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном цехе, арендные платежи, коммунальные расходы и другие затраты связанные с функционированием данного производства на протяжении бюджетного периода;

§  бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату аппарата управления, арендных платежах, коммунальных расходах, командировочных расходах, расходах на содержание компьютерного оборудования и связь, на содержание зданий и сооружений, расходах по оплате услуг консультационных, информационных, аудиторских и других сторонних организаций и пр.;

§  бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, маркетинг, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.