Рефераты. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

-        реорганизация сберегательного и страхового дела.

Инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки, к косвенным - операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

В течение длительного времени монетарная политика оставалась самым слабым звеном в финансовой политике правительства республики. До 2000 г. ее воздействие на экономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цель денежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюся инфляцию, поскольку это ограничивало возможности экономической активности, росла доля убыточных предприятий, увеличивалось отрицательное сальдо платежного баланса. Требовалось переосмыслить роль монетарной политики, и в 1999 г. была принята Концепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая носила рестрикционный характер, при которой осуществлялось ограничение кредитов банками и правительством. Такой шаг позволил стабилизировать денежное обращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика снова приобрела стимулирующий характер, не она велась одновременно с решением задачи по снижению темпов инфляции. В результате установился единый курс белорусского рубля, который стал укрепляться; наметился рост ВВП, но при этом произошло снижение занятости населения. [3, с. 75]

Программа социально-экономического развития в части денежно-кредитной политики предусматривает обеспечение устойчивого курса белорусского рубля и снижение инфляции, усиление значения финансового рынка и повышение роли банковского сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагается использовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие механизмы и инструменты.

На практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной.

Следует отметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятия бюджетно-налоговой политики. Фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитная политика формируется Национальным банком страны. Последний подотчетен главе государства и в какой-то мере независим от правительства. Тактические цели Национального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.

Весомым плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых инструментов. Результат изменения налоговой нагрузки может сказаться уже в ближайшей перспективе, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на продолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающим фактором в выборе варианта политики.

К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая приемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной политики успешно использовались как для снижения темпов инфляции, так и для преодоления экономического спада. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как основной инструмент стабилизации экономики.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно иными подходами к функционированию национальной экономики с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Таким образом, государство играет решающую роль в проведении финансовой политики. Оно не только регулирует финансовые потоки государства, но и вырабатывает стратегию экономического развития страны на будущее. И если данная политика и ее перспективы не эффективны, то государство не сможет нормально развиваться несмотря ни на что.



2                   Финансовая политика на разных этапах общества

В последние десятилетия в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.

После обретения Беларусью самостоятельности и с наступлением общего кризиса правительством было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении этой проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем и целом, Беларусь оказалась перед проблемой экономической анархии. В стране не было развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообще воспринимались, как нечто новое. [3, с. 116 ]

В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности, предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Активизация производственных мощностей заметно сказалась на снижении средних издержек; установился низкий уровень безработицы; стали решаться проблемы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке; рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос; своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев в сельском хозяйстве. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Однако вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Белорусская экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и вследствие этого сокращением амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.

Важным является и обеспечение эффективности капиталовложений. На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияет потребление домашних хозяйств и внешний спрос; менее заметно влияние инвестиционного спроса. Одновременно значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. В связи с этим становится актуальным проведение политики импортозамещения. Важной является также проблема существенного повышения качества отечественной продукции в связи с усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, а также формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

Конечно, преодоление кризиса было бы невозможно, без двух ключевых для экономики направлений – это бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Именно они помогли обуздать инфляции, множественность валютных курсов, сконцентрировать огромные денежные фонды в бюджете государства для финансирования различного рода программ, улучшить инвестиционный климат.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система проходит этап становления, так как идет переходит от социалистической системы к рыночной. В период нахождения нашей страны в рамках Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось. [3, с. 119]

С 1992 г. система налогообложения в нашей стране находится в состоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели налоговых систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая происходящие в нашей стране события.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется и долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку они недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета — в местные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.