Рефераты. Финансовая инфраструктура рыночной экономики

С позиций же финансовой деятельности одну из составляющих активов — денежные средства (точнее, остатки денежных средств в кассе и на банковских счетах) - вряд ли можно признать активами, поскольку они, как правило, дохода не приносят. Это скорее потенциальные активы, каковыми они могут стать после их инвестирования. С нашей точки зрения, объединять в одно целое понятия, разные по финансовому содержанию, вряд ли обоснованно.

Итак, финансовая инфраструктура рыночной экономики - достаточное сложное, разветвленное и многоаспектное явление, тесно взаимосвязанное с такими дефинициями, как "финансовая система", "финансовый сектор экономики", "финансовый рынок" и "рынок финансовых услуг".Она рассматривается в двух срезах - организационном и инструментальном: первый из них характеризует состав субъектов, а второй - набор средств, которые ими используются. Организационная финансовая инфраструктура представляет собой совокупность соответствующих организационных структур, обеспечивающих функционирование финансов как в отдельных сегментах финансовой системы, так и вне ее. В свою очередь, она включает три составляющие: управленческую, институциональную и обслуживающую. Управленческая финансовая инфраструктура представлена совокупностью финансовых органов (на которые возложены функции по оперативному управлению в сфере государственных финансов, регулятивной деятельности в отношении институций финансового и страхового рынков и рынка финансовых услуг), а также финансовыми службами отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений. Институциональная финансовая инфраструктура - это совокупность финансовых институций, которые функционируют на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя функции по мобилизации, перемещению и инвестированию ресурсов. Обслуживающая финансовая инфраструктура включает тех субъектов, которые выполняют функции организационных посредников на финансовом рынке (биржи, брокерские и дилерские конторы и др.) и вспомогательные функции на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, клиринговые центры и др.), а также тех субъектов, которые, не будучи финансовыми по содержанию деятельности, предоставляют услуги разным субъектам в сфере финансовой деятельности (аудиторские и консалтинговые фирмы, информационные, рейтинговые и аналитические агентства, риэлтерские конторы, бюро кредитных историй и т. п.).

Инструментальная финансовая инфраструктура представляет собой совокупность финансовых инструментов, используемых субъектами организационной инфраструктуры в их деятельности. Поскольку направления и сферы деятельности отдельных субъектов, их задачи, полномочия и функции существенно разнятся, то имеют место и различия в используемых ими инструментах. При этом, как отмечалось, финансовые инструменты, обеспечивающие регулирование финансов, могут использоваться и в финансовой политике для достижения определенного влияния одних субъектов над другими. Современные финансовые теория и практика характеризуются динамичными изменениями, которые в свою очередь связаны с развитием финансового инструментария. Например, в коммерческих банках Украины появились специальные подразделения по работе в новых банковских продуктов. Сегодня на рынке выигрывает, прежде всего тот, кто может предложить что-то новое на любые запросы.

Сегодня банковские активы почти в 9 раз превышают активы всех других финансовых учреждений. В последние годы численность коммерческих банков относительно стабилизировалась: к концу 2000 г. в реестре НБУ насчитывалось 195 банков, а к концу 2007 г. - 198. Но именно в этот период подавляющая часть банков уделяли большое внимание развитию собственной сети, в результате чего они стали максимально приближены к своим клиентам - как юридическим, так и физическим лицам. Значительно укрепилась ресурсная база банков: по данным "Бюллетеня Национального банка Украины", за этот период их уставный капитал вырос с 3,7 млрд. грн. до 43,1 млрд., денежные средства на счетах субъектов хозяйствования - соответственно, с 12 млрд. до 115,6 млрд., а на счетах физических лиц - с 6,8 млрд. до 164,2 млрд. Расширились также объемы банковского кредитования. Если к концу 2000 г. требования банков по кредитам, предоставленным в экономику, составили 19,6 млрд. грн., то к концу 2007 г. -426,9 млрд., в том числе субъектам хозяйствования - соответственно, 18,6 млрд. и 271,4 млрд., а физическим лицам - 1 млрд. и 155,4 млрд. Таким образом, можно утверждать, что развитие банковской системы происходило просто поразительными темпами. Причем это касается не только количественных, но и качественных параметров. Рыночные принципы функционирования национальной экономики и конкуренция сделали то, чего так и не удалось достичь административными мерами, - банки повернулись лицом к клиентам. Хотя подобный ускоренный рост несет в себе определенные угрозы и проблем в банковской системе еще достаточно много (что наглядно проявилось в условиях нынешнего мирового финансового кризиса), все же ее положительное влияние на экономический рост в Украине очевидно.

В последнее время в нашем государстве достаточно активно развиваются небанковские кредитные учреждения - кредитные союзы и ломбарды, о чем свидетельствуют данные, приведенные в информационно-аналитическом справочнике "Альманах финансовых услуг". К началу 2005 г. в государственном реестре насчитывалось 622 кредитных союза, а к началу 2007 г. - 724. Причем здесь, как и в банковском секторе, в последние годы стремительно развивалась сеть учреждений. Так, например, количество обособленных подразделений кредитных союзов выросло со 193 к началу 2005 г. до 760 к началу 2007 г. К началу 2007 г. общая численность членов таких союзов достигла 1,8 млн., из которых 566,2 тыс. имели кредитные сделки на сумму 2,6 млрд. грн. К середине 2005 г. количество ломбардов, внесенных в государственный реестр, составило 312, а к началу 2007 г. - 313. В течение 2005 г. ими под залог имущества было выдано кредитов на сумму 1,4 млрд. грн., а в 2006 г. - уже на 4 млрд.

Все большее распространение получает финансовый лизинг, который в Украине могут предоставлять не только финансовые институции (коммерческие банки, небанковские финансовые учреждения, специализированные лизинговые компании), но и любое юридическое лицо. Так, к началу 2007 г. общий объем заключенных лизинговых сделок достиг 4,9 млрд. грн., что в 2,5 раза превышало соответствующий показатель предыдущего года. Сегодня одним из наиболее развитых сегментов рынка финансовых услуг в Украине является страхование, которое прошло сложный путь развития. За периодом стремительного роста количества страховых компаний в начале 90-х годов (в 1994 г. их было зарегистрировано 700) наступил спад, повлекший за собой значительное сокращение объемов страхования (особенно в сфере личного страхования). Уже в 1997 г. количество страховщиков составило всего 212. В дальнейшем началось постепенное развитие системы страхования как по сети, так и по объемам страховых услуг. Так, к началу 2007 г. в нашей стране были зарегистрированы уже 411 страховых компаний. Если в 2000 г. объем валовых страховых премий был на уровне 2,1 млрд. грн., а валовых страховых выплат — 0,4 млрд., то за 2006 г. эти показатели достигли, соответственно, 13,8 млрд. и 2,6 млрд. И хотя это достаточно ощутимый рост (по страховым премиям - в 6,6 раза, а по страховым выплатам - в 6,5 раза), все же по показателям развития страховой рынок отстает от банковской системы (за аналогичный период остаток денежных средств на счетах клиентов банков вырос в 9,9 раза, а требования по предоставленным кредитам - в 12,5). Причем стоит отметить: если развитие банковской системы происходило на принципах добровольности, то рост объемов страховых услуг обусловлен преимущественно их обязательной формой (обязательное страхование транспортных средств при приобретении их в кредит; обязательное медицинское страхование при поездках за границу; и т. п.). В финансовых показателях деятельности страховых компаний тоже имеют место ощутимые несогласованности. Никакой экономической логикой нельзя объяснить соотношение между тремя основными показателями их деятельности: в 2004 г. страховые премии составили 19,4 млрд. грн., страховые выплаты - 1,5 млрд., а страховые резервы - 8,3 млрд., в 2005 г. - соответственно, 12,9 млрд., 1,9 млрд. и 5 млрд., в 2006 г. - 13,8 млрд., 2,6 млрд. и 6,1 млрд.

Негосударственные пенсионные фонды являются одними из важнейших финансовых институций, в распоряжении которых находятся так называемые "длинные деньги" (кроме них, такие ресурсы концентрируются в страховых компаниях, занимающихся страхованием жизни). В Украине этот сегмент институциональной финансовой инфраструктуры, который пока находится на стадии формирования, тоже развивается достаточно быстрыми темпами. К началу 2005 г. был зарегистрирован 21 негосударственный пенсионный фонд, к началу 2006 г. - 54, а к началу 2007 г. - 79. Между тем объемы их деятельности крайне незначительны: к началу 2007 г. количество участников этих фондов составило всего 193 тыс., сумма пенсионных взносов - 0,1 млрд. грн., а пенсионные выплаты - лишь 4 млн. грн. Безусловно, обеспечить ускоренное развитие негосударственного пенсионного страхования очень важно, однако достичь этого будет чрезвычайно сложно, поскольку необходимо сформировать доверие общества к негосударственным пенсионным фондам, а для этого требуется время. Кроме того, и нынешние темпы развития их системы вряд ли приемлемы. Это означает, что государству следует усилить меры по стимулированию развития негосударственных пенсионных фондов (и в первую очередь - средствами налоговой политики), поощряя юридические и физические лица к участию в них.

Противоречивым является развитие отечественного рынка ценных бумаг. С одной стороны, по объемным показателям и инфраструктурному обеспечению он развивается достаточно быстро. Так, по данным ГКЦБФР, к концу 2006 г. общий объем эмиссии ценных бумаг достиг 291,1 млрд. грн., тогда как к концу 2000 г. - всего 46,9 млрд. При этом рост составил 6,2 раза, что сопоставимо с ростом за указанный период страховых премий, полученных страховыми компаниями (6,6 раза), хотя и меньше роста денежных средств, привлеченных коммерческими банками от юридических и физических лиц (9,9 раза). Эмиссия инструментов собственности - акций - составила, соответственно, 195,9 млрд. и 46,5 млрд. грн., то есть выросла в 4,2 раза. Произошел также прорыв на рынке облигаций предприятий: в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом их эмиссия выросла на 73%, а по сравнению с 2000 г. - в 315 раз.

Постепенно совершенствуется структура эмиссионной деятельности по видам финансовых инструментов. Например, в 2006 г. она характеризовалась следующими пропорциями: акции - 51,8%, облигации предприятий - 26,3%, облигации местных займов - 0,1%, опционы - 0,02%, инвестиционные сертификаты паевых инвестиционных фондов - 19,8%, акции корпоративных инвестиционных фондов -1,8%, сертификаты фондов операций с недвижимостью - 0,2%. Для сравнения: в 2000 г. на акции приходилось 98,6%, на облигации предприятий - 0,8%, на инвестиционные сертификаты - 0,6%. Как видим, практически не развит рынок производных финансовых инструментов, но в последнее время в этом отношении наметились некоторые сдвиги к лучшему.

К настоящему времени в Украине сформированы достаточно разветвленные институциональная и обслуживающая инфраструктуры рынка ценных бумаг. По данным "Альманаха финансовых услуг", к началу 2007 г. в нашем государстве действовали 519 институтов совместного инвестирования и 228 компаний по управлению активами, тогда как к началу 2004 г. их было, соответственно, всего 29 и 32. Только за 2006 г. активы институтов совместного инвестирования выросли с 6,1 млрд. грн. до 17 млрд., то есть в 2,8 раза. Но емкость рынка совместного инвестирования пока существенно уступает объемам кредитования экономики коммерческими банками: к началу 2007 г. требования банков по кредитам составили 245,2 млрд. грн. По состоянию на начало 2007 г., лицензию на профессиональную деятельность имели 354 реестродержателя, 180 хранителей ценных бумаг и 805 торговцев ценными бумагами, а также 11 организаторов торговли, в числе которых 8 фондовых бирж, 1 межбанковская валютная биржа и 2 ТИС. Между тем при таком большом количестве организаторов торговли в Украине доминирует неорганизованный рынок - в 2006 г. на него приходилось 94,1% (а в 2003 г. - 97%). Существенные диспропорции наблюдаются и на организованном рынке: в 2006 г. 96,3% сделок были заключены на фондовой бирже ПФТС. В целом можно отметить, что формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг намного опережает развитие самого рынка, что вряд ли можно признать положительным фактом. Например, какой смысл в Крымской фондовой бирже, где в течение 2006 г. было заключено сделок аж на 1 млн. грн.?

Главными проблемами отечественного рынка ценных бумаг уже продолжительное время остаются его ограниченность, закрытость и "непрозрачность". Субъекты его инфраструктуры пока не прилагают надлежащих усилий к их решению (как, например, те же коммерческие банки, которые в условиях жесткой конкуренции сумели наладить эффективную работу с клиентами). Особенно негативное явление - абсолютно незаметная роль в Украине фондовых бирж, которые во всем мире выступают центрами деловой активности. Причем это проблема развития не только финансовой инфраструктуры, но и всей экономики. Собственно, в таких условиях нет особой потребности в развитии учреждений по оказанию информационной и аналитической поддержки (аудиторских фирм, информационных и рейтинговых агентств и др.), что и обусловило некоторую аморфность в их деятельности.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


Таким образом, в Украине практически сформированы основы финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и главная задача заключается в устранении имеющихся диспропорций в развитии отдельных сегментов. В такой среде становится все труднее ориентироваться не только рядовым гражданам, но и специалистам-финансистам. Следует учитывать, что вся эта инфраструктура сориентирована, прежде всего, на привлечение финансовых ресурсов и их направление в экономику, а основными инвесторами при этом являются домохозяйства. Создать такую инфраструктуру - это только половина дела, главное - обеспечить высокую эффективность ее деятельности. Поэтому необходимо быстрее налаживать массово-разъяснительную работу, максимально полно информируя население обо всех потенциальных возможностях финансовых институций.

ИСТОЧНИКИ


1.                Основи економічної теорії: політекономічний аспект. // В.П. Нестеренко, Л.О. Каніщенко та ін.; за ред. Г.Н. Климка, В.П. Нестеров- К.. 'Виша школа" — "Знання", 1997, с. 373.

2.                Фінанси. Навчальний посібник О.П. Близнюк - К., "Знання", 2006, с.25.

3.                Кузьмін О.Є., Комарницький І.М. Фінансові підтримки малих підприємств. "Фінанси України" № 2, 2003, с. 87.

4.                Шелудько В.М. Фінансовий ринок. Навчальний посібник. - К., "Знання-Прес", 2003, с. 14.

5.                Економічна енциклопедія. У трьох томах. Т. 1.- К., "Академія", 2000, с. 702.

6.                Мочерний С.В., Ларіна Я.С, Устенко О.А., Юрій С.І. Економічний енциклопедичний словник. У 2 т. Т. 1. -Львов, "Світ", 2005, с. 294.

7.                Статистичний щорічник України за 2005 рік. - К., "Теиша", 3006, с 29.

8.                3имовец В. Место финансового сектора в современных условиях

"Экономика Украины" № 11, 2004.

9.                Альманах фінансових послуг. Інформаційно-аналітичний довідник.- К., "Поліграфічні послуги", 2007, 407 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.