Рефераты. Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг p> После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы госкредита.

К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925-26 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный заем и второй 8%-ный внутренний заем 1926 года (на общую сумму 200 млн. рублей).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение
1924-1927 гг. На 1924/26 год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации,
Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка.
Главной формой размещения ГЦВ стала "подписка в рассрочку" (после 1930года она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительном характере размещения и оплаты облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о Порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельских советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист", который содержал фамилию подписчика и сушу, на которую приобретались облигации. Затем эти подписные листы передавались в бухгалтерии для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служащие - в течение срока рассрочки - 10 месяцев.
Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 года, государственные предприятия были обязаны помещать все свои запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные
(паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать ООУ. резервных средств. Таким образом, состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы Комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу (Комсоды) на всех предприятиях и организациях под общим руководством Центральном комиссии при Президиуме
ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению госзаймов.

Начала изменяться структура облигаций госзаймов по срокам. Более 94% госзаймов приходилась на долю долгосрочных облигаций.

По мере "укрепления" планового управления экономикой в 1930 году были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу без учета реального состояния рынка. Согласно постановлению от 22 февраля 1930года обращение облигаций - покупка, продажа и залог были запрещены без разрешения Комсодов и в исключительных случаях. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность облигаций займов у их держателей. В 1630 году Правительство, с учетом огосударствления экономики, приняло решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере госкредита, которая выражалась в унификации облигаций госзаймов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием "внутренний займ пятилетки"). Для обмена облигаций ранее выпущенных займов.
Конверсия привела все займы к единому стандарту - двадцатилетнему сроку.
Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-
10% до 3-4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики сказался на судьбе ценных бумаг предприятий - векселей и акций. С 1929-30 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания 2-й мировой войны в некоторых странах народной демократии
Советским Союзом и правительствами этих стран совместно, на паритетных началах, были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижением этой цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. Постановлением ЦИК и
СНК СССР от 7 августа 1937 г. на территории СССР было введено в действие, основанное на Женевских вексельных конвенциях 1930 г., «Положение о простом и переводном векселе». Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте
СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1980 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов.
Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет, исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг.
Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем - государственный двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года
(кроме выигрышного займа 1936 года, часть которого обменивалась на наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1047 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, учреждениях и колхозах в пределах определенного периода.
После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.

С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства
(выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 26 лет; внутренний выигрышный заем 1947 года и четырехпроцентный внутренний выигрышный заем 1947 года.

Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госзаймов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 году ЦК КПСС И Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся
Советского Союза", согласно которому, в основном, прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на
20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало которой относится к периоду "перестройки".

Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации

В начале 90-х гг. Россия встала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Становление современного рынка ценных бумаг также можно разделить на этапы.

1. 1988 - 1990 гг. - законодательство СССР и РСФСР, разрешающее выпуск ценных бумаг и создание акционерных обществ. Было принято в свете утвержденного политического курса на перестройку экономики и развитие рыночной экономики в рамках социалистической системы хозяйствования. С целью повышения заинтересованности трудящихся в результатах производства, а также на привлечения дополнительного финансирования в основном в государственный сектор экономики, повышения частной инициативы и начала развития рыночных отношений были приняты ряд документов.

Самым первым глобальным актом этого периода можно считать постановление Совета Министров СССР “ О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг” от 15 октября 1988 года. В 1990 году Совет
Министров СССР принимает постановление “ Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и
Положения о ценных бумагах”. Этими положениями допускалось создание хозяйственных субъектов с ограниченной ответственностью, полностью реабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились в обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и облигации, вводились в цивилизованные рамки практика выпуска ценных бумаг.

Верховным Советом были приняты законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о банках и банковской деятельности и т. п. Советом Министров РСФСР было принято постановление “
Об утверждении Положения об акционерных обществах “ от 25 декабря 1990 года.

Законодательные акты этого периода характеризовались отсутствием общей концепции нормотворчества по вопросам экономических преобразований, низкой юридической проработанностью и хаотичностью изложения, оторванностью от мирового опыта.

2. 1991 - 1992 годы - законодательство СССР и РСФСР (Российской
Федерации), направленное на закрепление института ценных бумаг.

Практически единственным нормативным актом СССР, перешедшим по наследству к России из этого периода, были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года, в которых на уровне закона давалось общее определение ценной бумаги, и определялись конкретные виды ценных бумаг.

Основным российским актом этого периода являлось постановление
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах”, в котором достаточно подробно говорилось о порядке выпуска и совершения сделок с ценными бумагами, о лицензировании инвестиционных институтов, об аттестации специалистов инвестиционных институтов, о деятельности фондовых бирж и т.п.
В развитие этого постановления Министерством финансов России были приняты документы, детально освещающие многие вопросы, затронутые в постановлении.

В этот же период было подтверждено действие вексельного законодательства СССР, приняты новые документы о чеках, развивалось государственное регулирование производства бланков ценных бумаг.

В этот период существовала разрозненность в регулировании, которая повлекла за собой нескоординированность действий регулирующих органов.

3. 1993 - 1994 годы - законодательство Российской Федерации, регулирующее отдельные вопросы рынка ценных бумаг ( в основном с целью защиты интересов инвесторов, и акционеров в частности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.