Рефераты. Факторы совершенствования отечественной монетарной политики в условиях внешних и внутренних угроз

Глобальный финансовый кризис выявил необходимость введения барьеров для минимизации притока иностранного спекулятивного капитала. Для этого нужно снизить ставки рефинансирования, что позволит коммерческим банкам кредитовать предприятия также и нефинансового сектора. Одновременно необходимо принять меры по увеличению монетизации экономики (например, в Китае денежная масса составляет 160% ВВП), что требует формулирования и реализации в краткосрочном периоде комплекса действий по преодолению кризиса недоверия к гривне и созданию условий для склонности домохозяйств делать сбережения. Следовательно, учитывая неординарность вызовов и угроз финансового кризиса, для вхождения иностранного капитала в отечественную экономику необходимо определить институциональные правила противодействия деструктивной позиции иностранных банков, запретить предоставлять им преференции и пересматривать формальные институты их функционирования в Украине.

При этом особого внимания заслуживают пруденционное регулирование и надзор в плане валютного риска. Пруденционные меры должны включать лимитирование чистых открытых позиций (в процентах от капитала), валютных кредитов (в процентах от обязательств в иностранной валюте), заимствований и размещения облигаций за границей (в процентах от капитала), диапазонов банковских валютных трансакций, устанавливаемых с помощью норм лицензирования, нормативов капитала для защиты от валютного риска; введение формальных правил относительно организации систем внутреннего банковского контроля. Исходя из отечественных реалий исключительного надзора требуют кредитные трансакции тех физических и юридических лиц, которые не получают доходы в иностранной валюте, или тех, чьи заработки нестабильны. Это требует необходимой квалификации персонала финансовых институций и институций финансово-кредитного надзора, определения процедуры независимого мониторинга, установления бухгалтерских стандартов для объективной оценки кредитных трансакций и должной институциональной базы выполнения контрактов.

В отношении макропруденционных инструментов "сглаживания" циклов кредитного рынка предлагается "динамичный подход к созданию резервов", при котором финансовые институции автоматически резервируют больше капитала при повышении уровня риска, или дискреционный подход к нормам обязательных резервов. В целом макропруденционные инструменты позволяют действовать непосредственно в противовес кредитному циклу, а следовательно, являются полезным дополнением при реализации общегосударственных мероприятий макроэкономической политики, способствуют восстановлению рыночной дисциплины и обеспечивают выгоды от финансовой интеграции.

Кроме того, монетарной власти следует особое внимание уделить мониторингу цен на активы с позиции соответствующей реакции монетарной политики на признаки "кредитного пузыря". Следовательно, нужно принимать превентивные меры для предотвращения распространения опасных кредитных чрезмерностей. В этой связи, как свидетельствует динамика нынешнего кризиса, особую важность приобретает анализ опережающих индикаторов спадов цен на активы, в частности на жилье. Эмпирические данные указывают на статистически значимый процент случаев, когда спад произошел через 1-3 года после получения сигнала тревоги. Относительно падения цен на жилье в Украине отклонения серьезны по таким показателям: отношение кредита и инвестиций в жилищное строительство к ВВП, а также значение индекса ПФТС и динамика цен на жилье (табл. 2, рис. 1). При этом заслуживает внимания средняя ежегодная динамика отношения счета текущих операций к объему ВВП в 2004-2008 гг., которая является отрицательной и составляет почти 50%. Рост объемов производства, курс национальной валюты и динамика инфляции не являются значительными опережающими показателями и не обеспечивают действенной защиты от влияния шоков "раздутых цен", поскольку объемы производства и инфляции - слабые предикаторы падения цен на активы,

В целом предоставление полной и объективной информации играет чрезвычайно важную роль в оптимальном функционировании финансовых рынков и используется для наказания тех финансово-кредитных институций, которые злоупотребляют своим положением. При наличии именно таких данных финансово-кредитные учреждения будут вынуждены вводить внутрикорпоративные правила, способные ограничивать возможности оппортунистического поведения. При этом подчеркнем необходимость тщательной разработки процедуры аудита и правительственных регуляторных мер с учетом привилегированного доступа аудиторов к конфиденциальной информации и упреждения их ошибок. К тому же, информация должна также содержать данные о потенциальных конфликтах интересов в денежно-кредитной сфере, которые обостряются под влиянием системных рисков в отечественной банковской сфере.


Таблица 2 Опережающие индикаторы спада цен на активы в Украине в 2004—2008 гг.

Индикатор

Годы


2004

2005

2006

2007

2008

Кредиты, предоставленные






депозитными корпорациями






(кроме НБУ)(млн. грн.)...............

88614

143423

245230

426867

734022

Объем ВВП (млн. грн.)..................

345113

441452

544153

720731

948056

Официальный курс НБУ на 31






декабря соответствующего года






(1 грн./І дол.)..................................

5,305

5,050

5,050

5,050

7,700

Объем ВВП (млн. дол.)..................

65049

87416

107753

142719

123124

Счет текущих операций (млн. дол.)

6909

2531

-1617

-5918

-12933

Инвестиции в жилищное






строительство (млн. грн.) **.........

2577

3091

5110

8549

11589

Индекс ПФТС.................................

260

352

499

1174

1209***

Индекс экономического роста (%)

112,1

102,7

107,3

107,6

102,1

Индекс инфляции (%)....................

112,3

110,3

111,6

116,6

122,3

Средняя цена 1 м2 жилья в Киеве






(ДОЛ.)................................................

940

1475

2539

2810

3220***

Кредиты, предоставленные






депозитными корпорациями






(кроме НБУ)/Объем ВВП..............

0,257

0,325

0,451

0,592

0,774

Счет текущих операций/Объем






ВВП..................................................

0,106

0,029

-0,015

-0,041

-0,105

Инвестиции в жилищное стро-






ительство/Объем ВВП...................

0,007

0,007

0,009

0,012

0,012


* Составлено по: "Бюллетень Национального банка Украины" № 2,2009. #"#">#"1.files/image001.gif">


Рис.1.Средняя ежегодная динамика опережающих индикаторов цен на активы за 2006-2008 гг.


В первую очередь необходимо сформулировать целостный и понятный подход в банковедении, что позволит предпринимательскому сектору прогнозировать будущую деятельность. При этом приоритетной задачей должны быть реформы нормативно-правового регулирования. Для этого необходимо определить не только приемлемый уровень капитализации и ликвидности, но и инструменты восстановления конкурентных начал в банковской сфере в период завершения государственной поддержки системозначимых финансово-кредитных институций. Этому также будут способствовать меры по устранению процикличности в финансовой системе и увеличению буферов для покрытия убытков в сфере ликвидности с учетом уроков нынешнего кризиса; в частности, следует разработать систему повышенных требований к капиталу, страховых премий, режимов надзора, санации и конкуренции в банковской сфере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение необходимо признать, что финансовый кризис четко выявил основную ошибочную позицию центральных банков ведущих стран мира, а именно: создавая на рынке деривативов дополнительные средства предоставления ликвидности финансовому сектору и получая под залог ипотечные облигации, банки аккумулировали риски псевдоактивов при условии отсутствия их реальной стоимости, что привело к глобальной макроэкономической нестабильности. Этот урок, с учетом перспективы развития отечественного финансового сектора, весьма поучителен. Его обязательно нужно учесть, чтобы в будущем предотвратить кризисные явления в отечественной финансовой сфере. Ведь искусство экономической науки - это умение предусмотреть не только кратко-, но и долгосрочные в плане реализации любого формального института или политики результаты; оно состоит в определении последствий этой политики как для отдельных привилегированных экономических субъектов, так и для всего общества в целом.



ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


1.                Перспективы развития мировой экономики. Аналитическое резюме МВФ

2.                Астраханцева М., Лищинский М. Секьюритизация по-американски, или с какими иллюзиями нам придется расстаться. "Рынок ценных бумаг" № 12 (363), 2008. http:www.rcb.ru/iks/2008-12.

3.                Arestis Е, Міhаі1оv A. Flexible Rules cum Constrained Discretion: A New Consensus in Monetary Policy. "Economic Issues" \bl. 14, Part 2,2009, p. 27.

4.                Геец В. Макроэкономическая оценка денежно-кредитной и валютно-курсовой политики Украины до и во время финансового кризиса. "Экономика Украины" № 2, 2009, с. 5—23

5.                Чухно А. Современный финансово-экономический кризис: природа, пути и методы его преодоления. "Экономика Украины" № 1, 2010, с. 4-18

6.                Гриценко А. Концептуальные основы перехода к новой парадигме монетарной политики. "Экономика Украины " №2, 2009, с. 31—41

7.                Яременко О. Структурно-институциональные эффекты монетарной политики в условиях финансовой нестабильности. "Экономика Украины" № 2, 2009, с. 60-66

8.                Новий етап розвитку банківської системи України: зростання участі іноземних інвесторів. (За наук. ред. д-ра екон. наук, проф. Т. С. Смовженко). К., УБС НБУ, 2008, с. 155-161

9.                Барановський О. І. Фінансові кризи: передумови, наслідки і шляхи запобігання. К., КНТЕУ, 2009, 754 с.

10.           Лагутін В.,Кричевська Т. Монетарна політика в трансформаційній економіці: довіра, стратегія, механізм реалізації. К., КНТЕУ, 2004, 268 с.

11.           Kindleberger С. Manias, Panics, and Crashes: A History of Financial Crises. New York, "John Wiley & Sons", 1996, 263 p.; Hayes M. Financial Bubbles (A Handbook of Alternative Monetary Economic. Ed. by F. Arestis, M. Sawyer). Edward Elgar, 2006, p. 420-436.

12.           Головний M. Ю. Теоретические основы денежно-кредитной политики в условиях глобализации. М., Институт экономики РАН, 2008, с. 28.

13.           Allen E.GaleD. An Introduction to Financial Crises. "Wharton Financial Institutions Center Working Paper" № 07-20, 2007.

14.           Calomiris С, Mason J. Fundamentals and Banking Distress During the Depression. "The American Economic Review" №93,1991, p. 1635.

15.           Stewart R. The Crisis in 10 Points. "Daily", 4 January, 2009.

16.           Кейнс Д ж. Общая теория занятости, процента и денег. "Электронная экономическая библиотека", с. 141,251. #"#">ww.rmcrisis.narod.ru.

21.           Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности. "Вопросы экономики" № 11, 2008, с. 60.

22.           Попов В. Ю. Монетарна політика в реаліях української економіки. "Фінанси України" № 12, 2008, с. 70.

23.           Kydland E.Prescott Е. Time to Build and Aggregate Fluctuations. "Econometrica" \bl. 50, 1982, p. 1345-1371.

24.           Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса. "Вопросы экономики" № 11, 2003, с. 92.

25.           Вільямсон О. Економічні інституції капіталізму: фірми, маркетинг, укладання контрактів. К., АртЕК, 2001, с. 393.

26.           Kerr W, Nanda R. Democratizing Entry: Banking Deregulations, and Entrepreneurship. "Journal of Financial Economics" №94, 2009, p. 124-125.

27.           Неновски H. Развитие теории денег в посткоммунистических странах: назад к Кантильону. "ЭКОВЕСТ" № 3-4, 2003, с. 553.

28.           Міshкіn F. Understanding Financial Crises: A Development Country Perspective. "NBER Working Paper Series" Working Paper 5600, May, 1996, p. 40.

29.           Моисеев Р. Правила денежно-кредитной политики. "Финансы и кредит" № 16, 2002, с. 40-41.

30.           Лунгани П. В поисках правил. "Финансы и развитие" № 1, т. 45, 2008, с. 8.

31.           НекипеловА. Д. Кризис и перспективы российской экономики. "Журнал новой экономической ассоциации" № 1-2, 2009, с. 229.

32.           Геєць В. Макроекономічна оцінка грошово-кредитної та валютно-курсової політики України до і під час фінансової кризи, с. 21.

33.           Андргошин С. Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России. "Вопросы экономики" № 11, 2008, с. 45.

34.           HumpageO. Global RisksofUS Monetary Policy. "FRBC. Economic Commentary". #"#">http://www.int.org/exernal/russian/index.htm.

37.           S1іvka D. Trust as Signal of Social Norm and the Hidden Costs of Incentive Schemes. "The American Economic Review" June 2007, p. 999-1000.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.