Рефераты. Факторный анализ рентабельности активов

В квадрант I (высокая рентабельность – высокая оборачиваемость) попали компании, сочетающие удачную товарную политику и эффективно использующие ресурсы, отраслевые лидеры.

Квадрант II (высокая рентабельность – низкая оборачиваемость) включает предприятия, действующие на товарном рынке с высокой маржой прибыли, возможно, вследствие высоких входных барьеров, неэластичного спроса и др. при этом высокая маржа прибыли позволяет менеджерам достаточно либерально относится к наличию избыточных или неэффективно используемых активов.

В квадранте III (высокая оборачиваемость – низкая прибыльность) находятся предприятия, действующие, скорее всего, на конкурентном рынке, на котором представлены массовые товары с эластичным по цене спросом. Но и на таком рынке появление новых товаров, обеспечивающих их производителям рост маржи прибыльности. В условиях ограниченного рынка здесь высокая вероятность ситуации, когда новые товары конкурируют с выпускаемыми прежде товарами и вытесняют их.

Квадрант IV (низкая прибыльность – низкая оборачиваемость) объединяет наименее успешные компании. Действие и внешних и внутренних факторов для них не благоприятно. Предприятиям, находящимся здесь, в первую очередь имеет смысл активизировать усилия по поиску новых рынков, товаров, или по альтернативным вложениям имеющихся ресурсов.


Таблица №4

2003 г.

2004 г.

2005 г.

III 42,3%

I 3,8%

III 3,8%

I 96,2%

III 38,5%

I 3,8%

IV 23,1%

II 30,8%

IV 0%

II 0%

IV 26,9%

II 30,8%

100%

100%

100%

Таблица №5

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

 

III 11

I 1

III 1

I 25

III 10

I 1

 

IV 6

II 8

IV 0

II 0

IV 7

II 8

 

26

26

26

 


На протяжении 2003-2005 гг. происходили изменения конкурентных позиций предприятий выборки. Обобщенные характеристики этой динамики я привела в таблицах №4 и №5.

Как видно из данных таблиц, на протяжении рассматриваемого периода происходил переток предприятий из сектора с высокой оборачиваемостью и нормой прибыли в сектора с низкой нормой прибыли.

На рисунке я представила варианты усиления или ослабления конкурентных позиций предприятий в течение рассматриваемого периода.


Направления ухудшения конкурентной позиции предприятий

III

I

IV

II


Направления улучшения конкурентной позиции предприятий

III

I

IV

II

 

Существенным ухудшением конкурентной позиции предприятия считается снижение значения хотя бы одного из рассматриваемых показателей при не увеличении другого. Улучшение положения компании предполагает увеличение значения хотя бы одного фактора при не уменьшение другого. Я же квалифицировала разнонаправленную динамику - либо положительную, либо отрицательную в зависимости от изменения ROA.

К концу 2005 года по отношению к 2003 году 65,4% рассматриваемой группы сохранили свои позиции или незначительно изменили своё положение в пределах одного и того же квадранта.

19,1% предприятий оказались в худшей конкурентной позиции либо за счёт снижения прибыли (переход из квадранта II в квадрант IV -3,8%), либо за счёт снижения оборачиваемости (переход из квадранта III в квадрант IV -11,5%, из I – в II: 3,8%). Некоторая часть предприятий не смогла в условиях сокращения оборачиваемости, управлять актива эффективно, и сократила норму прибыли и перешла из I в II, затем из II в IV: 7,8%. Это означает, что в условиях не эффективного управления активами, возросла конкуренция на рынке, и возможно возросли затраты.


Изменение внутриотраслевой конкурентной позиции предприятий, 2003 г. по отношению к 2005 г.


Негативные

Позитивные

Неочевидные

Направления изменений

I III

II IV

I II

III IV

I IV

III I

IV II

II I

IV III

IV I

III II

II III

Число предприятий

0

1

1

3

0

0

1

0

1

1

0

1


Предприятия, ослабившие конкурентную позицию.

Около 19,1 % предприятий ослабили свои конкурентные позиции. Наиболее значительные сдвиг по числу предприятий произошли из квадранта III в IV , то есть за счёт снижения оборачиваемости.

Снижение нормы прибыли является результатом ужесточения конкуренции на товарных рынках, либо роста затрат, либо совокупного влияния отмеченных тенденций. Заметим, что среди предприятий нет таких, чтобы у них при высокой оборачиваемости снизилась норма прибыли, либо ухудшились оба показателя.

В общем, снизило норму прибыли при сохранении оборачиваемости 1 предприятие.

В итоге в пищевой промышленности больше всего пострадала кондитерская отрасль, 3,8% предприятий, которые ухудшили своё положение.

Предприятия, усилившие конкурентную позицию.

В то же время около 11,5% предприятий усилили свои конкурентные позиции. Сдвиг произошел из квадранта IV в квадрант I, то есть за счет повышения рентабельности и оборачиваемости; часть предприятий перешла из IV в II, то есть увеличили норму прибыли при сохранившейся оборачиваемости; и часть – из квадранта IV в квадрант III, то есть за счет повышения оборачиваемости.

 Следует отметить, что на одном предприятии наблюдается неопределённости, то есть переход из II в III . То есть за счёт снижения одного фактора увеличивается другой. (Переход из III в II может быть достигнут за счёт достижения предприятием рыночной власти, позволяющей увеличивать норму прибыли за счёт усиления монопольного положения на рынке и получения возможностей воздействовать, в частности, на цены поставщиков (на практике это достигается при снижении продаж, в то время как остальные показатели остаются неизменными)). Но ни одно предприятие не смогло достичь такого результата.

В целом направления изменений носят противоречивый характер – позитивные изменения произошли в деятельности меньшей части предприятий(11,5%), а негативные – у большей (19,1%). При общем сокращении нормы прибыли, не происходит значительного увеличения оборачиваемости, что действует на снижение рентабельности активов.


Показатели деятельности предприятий выборки


2003

2004

2005

2005/2003, %

Средняя величина выручки от продаж, млн. руб.

6358,895


9157,17


7277,2


114,441%

Средняя величина активов, млн. руб.

2 700,62


3 203,36


3 240,20


119,98%

Средняя величина чистой прибыли, млн. руб.

304,8415


351,479


338,11


110,915%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.