Однако это определение недостаточно чётко. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Эта обязанность возникает в случае реализации товаров, а стоимость – основа для исчисления налоговой базы.
Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определённых законодательством юридических фактов. Сама по себе стоимость товаров не может вызвать обязанность платить налог
Смысл определения, данного в НК РФ, в том, что объектом налогообложения является фактическое основание экономического характера, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Причина допущенной неточности в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.
Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно. Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определённое состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае собственность.
Необходимость чётко разделить понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана также и тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия.
В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изм. и доп.)[3] налогообложению подлежат строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц.
Закон не определяет точно, что именно может быть отождествлено со строением, помещением или сооружением. Это порождает неоднозначные толкования и в конечном итоге ведёт к ущемлению прав налогоплательщиков.
Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты всех налогов – как федеральных, так и местных – определяются исключительно федеральным законодательством. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно.
3. Налоговая база и масштаб налога
Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.
Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких–либо единицах налогообложения. Для измерения предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.
В таких случаях налоговую базу нельзя определить как часть предмете налогообложения. Говоря образно, налоговая база – это проекция предмета налогообложения под определённым углом.
Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не порождает обязанности уплатить налог.
Одно и тоже имущество может быть предметом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налоговой базы могут быть разными. Так, принадлежащий предприятию автомобиль облагается налогом на приобретение автотранспортных средств, налогом на владельцев автотранспортных средств и налогом на имущество. Если этот автомобиль куплен за рубежом, то при таможенном оформлении он же является объектом налогообложения таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость. Из шести налогов два имеют особые параметры обложения: мощность двигателя и объём двигателя. Остальные черты имеют одинаковую основу – стоимость автомобиля, однако при этом базы налогообложения исчисляются по-разному.
Налоговый Кодекс РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В соответствии с Кодексом налоговые базы федеральных, региональных и местных налогов и порядок их определения устанавливаются на федеральном уровне (ст. 53 части первой НК РФ)
4. Налоговый период
Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Налоговый Кодекс РФ определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумму налога, подлежащая уплате (ст.55 части первой НК РФ)
Во-первых, необходимость этого элемента состава налога определяется тем, что многим объектам налогообложения свойственна протяжённость во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовых налогов налоговый период не устанавливается.
Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения. В соответствии с принципом недопущения двойного налогообложения один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённый законом период налогообложения.
НК РФ определяет, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п.1 ст.55). Сумма, рассчитанная по итогам отчётного периода, не совпадающая с налоговым периодом, считается промежуточным платежом.
Нечёткость в определении налогового периода может послужить причиной серьёзных нарушений прав налогоплательщиков.
По итогам каждого налогового периода налогоплательщики на основе регистров бухгалтерского учёта и иных документов исчисляют налоговую базу. При этом существует проблема соотнесения полученных или уплаченных налогоплательщиком сумм с тем или иным налоговым периодом.
Эта проблема решается установлением конкретного метода учёта налогообложения.
5. Налоговая ставка
5.1 Тариф ставок
Под тарифом ставок понимают совокупность, видов и размеров ставок налога.
Слово «тариф» происходит от названия города Тарифа из Гибралтарского пролива. В этом городе взимался сбор с проходивших мимо судов. Размер сбора определялся по особым таблицам в зависимости от качества и количества грузов. Впоследствии такие таблицы для взимания разного рода налогов и сборов повсеместно стали называть тарифами.[4]
5.2 Ставка налога
Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 13% каждого рубля налогооблагаемого дохода).
Выделяют ставки маргинальные, фактические и экономические.
Маргинальными называют ставки, которые непосредственно указаны в нормативном акте о налоге.
Фактическая ставка определяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе.
Экономическая ставка определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
6. Порядок исчисления налога
6.1 Лица, исчисляющие налог
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или на третье лицо (налогового агента)
Примером самостоятельного исчисления налога налогоплательщиком является налог на прибыль. Согласно ст. 268 главы 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании данных налогового учёта.[5]
Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами. Налоговые органы обязаны собрать и обработать сведения, необходимые для налогообложения, составить и к установленному Законом сроку вручить гражданам платежные извещения на уплату налога. Поскольку роль налогоплательщика при данном способе исчисления налога пассивна, закон должен ставить его в более выгодное положение по сравнению с плательщиками налогов, исчисляемых другими способами.
Содержание и порядок направления плательщику налогового уведомления установлены ст. 52 части первой НК РФ.
Обязанность исчислить налог может быть возложена и на третье лицо, которое в силу закона обязано выступить налоговым агентом. На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога в бюджет.
Правоотношения по уплате налогов, самостоятельно рассчитываемых налогоплательщиками (иногда такие налоги называют неокладными), возникают при наступлении тех условий, с которыми Закон связывает обязанности уплатить налог: наличие объекта обложения, наступление сроков представления декларации (расчета) и уплаты налога.
В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье: издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).
Необходимо учитывать, что издание такого документа является лишь процедурным моментом и не он служит исходной точкой в определении обязанностей налогоплательщика. Лишь совокупность трех условий порождает соответствующую обязанность.
При этом роль указанных условий возникновения налоговых обязательств не одинакова. При отсутствии объекта налогообложения до наступления срока уплаты налога извещение налогового органа не подлежит исполнению. Однако при отсутствии извещения, но при наличии первых двух условий обязанность налогоплательщика заплатить налог сохраняется в течение срока исковой давности.
Все три условия необязательно должны присутствовать одновременно.
6.2 Методы исчисления налога
Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это — некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами — источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.
Страницы: 1, 2, 3