Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня
3. Функциональное назначение и характеристика налоговых и неналоговых доходов
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации.
По признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и косвенные налоги:
- прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы физических лиц, налоги с наследства и дарения);
- косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается, покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.
Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин – наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс.
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность. Использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией.
Далее будет приведена сравнительная характеристика доходов бюджета Хабаровского края за последние три года.
Данные об исполнении бюджета субъекта РФ представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Данные об исполнении бюджета Хабаровского края за 2002 – 2004 гг. тыс. руб.
2002
2003
2004
23444193
28994935
33908862
в т.ч.:
Налоговые доходы
12863266
15459260
19341706
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
8897867
10964994
13432764
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы
878102
1387834
1823972
Налог на совокупный доход
252667
660725
Налог на имущество
1680417
1857331
1768733
Платежи за пользование природными ресурсами
749593
872287
1092793
Прочие налоги, сборы и пошлины
75109
124147
562719
Неналоговые доходы
690648
2071027
2149711
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций
582336
1903745
1933775
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
2073
370
-370
Административные платежи и сборы
19588
22345
24027
Штрафные санкции, возмещение ущерба
64956
98250
125131
Прочие неналоговые доходы
21695
46317
67148
Безвозмездные перечисления
4 821 152
5 591 479
5 347 164
Доходы целевых бюджетных фондов
1966716
1485243
1099159
Расходы, всего
24368532
31316400
33125109
Государственное управление и местное самоуправление
1553696
1956443
2704374
Судебная власть
34956
66994
85982
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
722003
884710
1014132
Промышленность, энергетика и строительство
2554882
3714482
2515002
Сельское хозяйство и рыболовство
371387
418321
469159
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
14676
50715
107892
Транспорт, связь и информатика
260585
246439
281550
Развитие рыночной инфраструктуры
7638
8760
11710
Жилищно-коммунальное хозяйство
3229311
3681218
3534113
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
59251
267589
375204
Образование
4454589
5121828
6508230
Культура, искусство и кинематография
453775
596670
776148
Средства массовой информации
56976
92426
109771
Здравоохранение и физическая культура
2847386
3738192
4435753
Социальная политика
1840536
2555376
3149203
Обслуживание государственного долга и муниципального долга
32105
246419
482766
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
14877
Дорожное хозяйство
354856
354859
400000
Прочие расходы
616013
1983299
5067891
Целевые бюджетные фонды
1956600
1470638
1081352
Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)
-924339
-2321465
-4284143
Источники внутреннего финансирования
924339
2321465
4284143
Доходы бюджета Хабаровского края в 2003 г. составили 123,7% по отношению к доходам предыдущего года и 116,9% в 2004 г.
В таблице 2.1. представлена структура доходов бюджета.
Таблица 2.1
Структура доходов федерального бюджета за 2002 – 2004 гг., %
Годы
68,0
68,4
74,4
3,0
7,2
6,3
20,6
19,3
16,0
8,4
5,1
3,3
Из данных, приведенных в таблице видно, что большую часть доходов на протяжении трех лет составляли налоговые доходы. Изменение величины налоговых доходов в период 2002 – 2004 гг. представлено на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Изменение величины налоговых доходов, тыс. руб
В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит налогу на прибыль и налогу на имущество.
Доля налога на прибыль в 2002 г. составила 69,2%, в 2003 г. увеличилась до 79,0%, но в 2004 г. снизилась до 69,4%.
Доля налога на имущество в структуре налоговых доходов бюджета субъекта РФ в течение 2002 – 2003 гг. снижалась. В 2002 г. она составляла 13,1%, 2003 г. – 12,0%, 2004 г. – 9,1%.
Изменение величины неналоговых доходов проиллюстрировано на рис 2.2.
Рис. 2.2 Изменение величины неналоговых доходов, тыс. руб
В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций.
Доля доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2002 г. составляла 84,3%, 2003 – 91,9%, а в 2004 г. снизилась до 90,0%.
За период с 2002 по 2004 год налоговые доходы увеличились на 150,3%, неналоговые доходы – 311,3%. Безвозмездные перечисления в 2004 г. составили 110,9% от уровня 2002 г. Доходы целевых бюджетных фондов составили 55,9% от уровня 2002 г.
На увеличение налоговых доходов повлияло, в первую очередь увеличение поступлений налога на прибыль (151,0% в 2004 г. по отношению к 2002 г.), налога на товары и услуги, лицензионных и регистрационных сборов (207,7%).
Неналоговые доходы в 2004 г. составили 311,3% по отношению к 2002 г. Наибольшее увеличение произошло по доходам от имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных образований (332,1% в 2004 г. по отношению к 2002 г.)
Доходы от штрафных санкций и возмещения ущерба увеличились в период с 2002 по 2004 г. на 60 175 тыс. руб. и составили 192,6%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон о бюджете, будучи одним из важнейших законов, определяющим многие параметры развития страны на предстоящий год и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета.
Планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Принципиальная схема данного процесса установлена Бюджетным кодексов РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
К ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления БК РФ относит установление конкретного порядка формирования проектов бюджетов на соответствующей территории. Согласно БК РФ составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана проводится Министерством финансов РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
3. Галицкая С.В. Денежное обращение, финансы, кредит. – М.: Международные отношения, 2002. – 272 с.
4. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 268 с.
5. Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. Ун-та, 2002. – 266 с.
6. Сергеев Л. Государственные и территориальные финансы. – Калининград: Янтарный сказ, 2003. – 368 с.
7. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: «Приор-издат», 2003. – 192 с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.
[1] Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – с. 45.
[2] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 118.
[3] Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – с. 234.
Страницы: 1, 2