Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами. Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости "помощь". Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
В современных условиях хозяйствования, когда повышается роль государства в регулировании экономических процессов, особенно важно изменить направления вложения бюджетных средств с целью обеспечения стратегического направления развития экономики, создания необходимой производственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное финансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования науки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других подобных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.
I. Официальные источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: Одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. - М.: Приор, Б. г. (2000). - 160 с.
II. Учебники, монографии, статьи, диссертации
2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров; Изд. - торговая корпорация "Дашков и К". - М.: Дашков и К, 2006. - 484 с.
3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д. э. н., проф.Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2007. - 703 с.
4. Бюджетная система России: учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2006. - 750 с.
5. Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 7. - С.62-75
6. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - Москва: КноРус, 2008. - 247 c.
7. Закревская Г.С. Развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2007. - N 24. - С.65-70.
8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 670 с.
9. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. - 2-е изд., испр. и доп., 2007. - 233 с.
10. Назаров Н.Н. Понятия "финансовая система" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2004. - № 19. - С.6 - 10.
11. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - Изд.5-е, испр. и доп. - Москва: Дашков и К, 2006. - 306 с.
12. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. - Москва: Велби, 2008. - 276 с.
13. Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.] ; Под ред.В. В. Нестерова и Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 430 с.
[1] См.: Закревская Г. С. Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2007. – N 24. – С. 65.
[2] См.: Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008. – С. 38.
[3] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 167.
[4] См.: Финансовая система и экономика / [Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. и др.]; Под ред. В.В. Нестерова и Н.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 107.
[5] См.: Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: Дашков и К, 2006. – С. 145.
[6] См.: Григорьев Л.А. Финансовая система и экономическое развитие //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 7. – С. 65.
[7] См.: Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп., 2007. – С. 153.
[8] См.: Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / под ред. засл. деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2007. – С. 418.
[9] См.: Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – Москва: КноРус, 2008. – С. 128.
[10] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 136.
[11] См: Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник: для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва: Дашков и К, 2006. – С. 156.ф
[12] См.: Бюджетная система России: учебник / В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2006. – С. 267.
[13] См.: Назаров Н. Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов //Финансы и кредит. – 2004. – № 19. – С. 8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6