Рефераты. Эффективное управление дебиторской задолженностью и запасами предприятия

Рассчитаем показатели рентабельности предприятия.





Таблица 5

Показатели рентабельности ООО "Нижегородтехнострой" в 1999-2001 гг.

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Рентабельность активов

1.38%

5.8%

11.75%

Рентабельность продаж

3.38%

11.47%

11.62%


Из таблицы видно, что с каждым годом происходит рост рентабельности активов и продаж, что является следствием роста спроса на потребительском рынке на продукцию ООО "Нижегородтехнострой".

Подводя итог, можно сказать что на предприятии стоит неразрешенная проблема: с ростом объемов запасов все больший объем финансовых средств предприятия замораживается в запасах, поэтому снижение уровня затрат на обслуживание производственных запасов является очень актуальной проблей, которая требует решения.

 

2.2. Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью


Состояние расчетной дисциплины характеризуется наличием дебиторской задолженности и оказывает существенное влияние на устойчивость предприятия. Несоблюдение договорной и расчетной дисциплины, несвоевременное предъявление претензий по возникающим долгам приводят к значительному росту дебиторской задолженности, а следовательно, к нестабильности финансового состояния предприятия.

Задачи анализа состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных форм № 1 и 5, в которых отражается долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность по видам. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей динамики ее объема в целом и по статьям.

Далее анализируется качественное состояние дебиторской задол­женности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупа­телям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ве­домость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в об­ласти управления дебиторской задолженностью (активами) и расчет­ными операциями.

Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

·                   срок оплаты не наступил;

·                   просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

·                   просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

·                   просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

·                   просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

·                   просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности [12, c.428].

При анализе состояния расчетов по данным аналитического учета следует выявить объем скрытой дебиторской задолженности, возни­кающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщи­кам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной оплате. Существуют следу­ющие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

• продажа долгов банку (факторинг);

• получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);

• учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются ли оправдательные документы.

В заключение анализа состояния оборотных активов следует оце­нить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности [15, c. 267].

Политика управления дебиторской задолженностью представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

·        ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

·        выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

·        определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

·        ускорение востребования долга;

·        уменьшение бюджетных долгов;

·        оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

·        исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

·        периодический пересмотр предельной суммы кредита;

·        использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

·        формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

·        выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

·        определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

·        формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

·        формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

·        использование современных форм рефинансирования задолженности;

·        диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:


ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                      (1)

                                                                          

где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;

КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.