Рефераты. Долгосрочная финансовая политика

Российская алюминиевая промышленность, экспортируя более 75% первичного алюминия, находится в сильной зависимости от мировых цен на алюминий. В то же время российские алюминиевые предприятия, обладая примерно 13% мировых мощностей по выпуску алюминия, способны влиять на ценовую конъюнктуру рынка первичного алюминия.

Недостаточная обеспеченность отрасли отечественным сырьем создает зависимость от импортных поставок глинозема. Основные конкуренты российской алюминиевой промышленности контролируют почти 50% импортных поставок сырья для производства алюминия в России. Низкий внутренний спрос на алюминиевую продукцию вызван спадом в отечественном авиастроении, машиностроении и ВПК.

Данные по производству алюминия в 2000 г. в мире и динамика баланса спроса/потребления свидетельствуют о наметившемся ухудшении финансовой эффективности деятельности мировых производителей алюминия. Превышение темпов прироста производства алюминия над потреблением позволяет прогнозировать снижение доходов производителей алюминия.

Однако через 4-7 лет можно ожидать увеличение спроса на алюминий в первую очередь со стороны рынков Юго-Восточной Азии и, возможно, России.

Зависимость от госрегулирования. Государство способно в значительной степени влиять на эффективность отрасли, регулируя толлинговые операции. Если раньше внешний толлинг вообще не облагался налогами, то теперь предприятия согласно распоряжению правительства РФ от 10 октября 2000 г. должны перечислять за него таможенную пошлину и НДС на специальный депозит.

Схема действия внутреннего толлинга была восстановлена, однако существует риск, что государство снова может вмешаться в процесс ценообразования в отрасли.

Российская алюминиевая промышленность зависит от госрегулирования тарифов в электроэнергетике, что повышает отраслевые риски.

До настоящего времени компания является достаточно закрытой в информационном отношении. Предприятие может рассчитывать на поддержку своего крупнейшего акционера - российско-американского ЗАО <Ренова> (аффилированного с компанией Access Industries, владеющей 50% УК <Тюменской нефтяной компании>, а также рядом иных компаний).

Консолидация компании <СУАЛ-холдинг> затянулась, о чем свидетельствует отсутствие необходимой информации по производственным и финансовым показателям. По экспертным оценкам, это вызвано отсутствием централизованных финансовых потоков в компаниях, которые должны войти в состав СУАЛ-холдинга, и соответственно центра лизованного их учета. Затянувшаяся консолидация компании создает фактор неопределенности и увеличивает риски данной компании.

В условиях консолидации алюминиевой промышленности России единственным конкурентом на внутреннем рынке для СУАЛа является <Русский алюминий> (консолидировавший до 80% алюминиевых мощностей России). В отличие от него СУАЛ полностью обеспечивает свои потребности в сырье для производства алюминия, что заметно снижает его рыночные риски по сравнению с <Русским алюминием> (импортирующим более 50% глинозема).

При благоприятном развитии событий к 2003 г. СУАЛ полностью обеспечит себя сырьем для производства глинозема. Кроме того, удачная экспансия аффилированных компаний <СУАЛ> на рынок угля в Казахстане также снизит его риски.

Значительную часть алюминия СУАЛ производит по схеме внутреннего толлинга. Правительство России заинтересовано в разработке собственных месторождений сырья для производства алюминия, поэтому отмена внутреннего толлинга, по мнению экспертов, весьма маловероятна.

2. На кого ориентирован облигационный выпуск компании "СУАЛ"

Облигационный выпуск компании "СУАЛ" относится к категории "нерыночных" и ориентирован исключительно на неризидентов, у которых заморожены средства на счетах. Появление вторичного рынка бумаг СУАЛа маловероятно.

Риск непогашения облигаций СУАЛа с точки зрения финансового положения компании существенен. Облигационные выплаты составят около 11% от годовой выручки компании.

3. Чем обеспечены гарантии ЗАО "Ренова" по облигациям СУАЛа и к чему эти гарантии приводят?

Облигационный выпуск компании <СУАЛ> относится к категории <нерыночных> и ориентирован исключительно на нерезидентов, у которых заморожены средства на счетах типа <С>. Появление вторичного рынка бумаг СУАЛа маловероятно.

Риск непогашения облигаций СУАЛа с точки зрения финансового положения компании существен. Облигационные выплаты составят около 11% от годовой выручки компании.

Расширение холдинга не может рассматриваться как фактор снижения риска непогашения, так как для приобретения дополнительных мощностей ЗАО <Ренова> вынуждено отвлечь существенные денежные ресурсы. Облигации СУАЛа гарантированы ЗАО <Ренова>, однако эти гарантии обеспечены экспортными поставками алюминия самого СУАЛа, что также повышает риски непогашения облигаций.


Тема 4. Риск самого существования ОАО "Аэрофлот" в ближайшей перспективе


1. Может ли менеджер компании способствовать понижению риска компании с точки зрения финансового института, то есть риска заемщика? Обосновать.

На взгляд менеджера по оценке рисков ОАО "Аэрофлот", важно не 100% покрытие рисков, а контроль над рисками, который возникает исходя из понимания сути бизнеса своей компании, исходя из адекватного представления о том, какие риски возникают в ходе деятельности компании и каковы риски принятия того или иного решения. Более того, эту уверенность, которую в результате такого анализа получает менеджер он должен передавать на финансовые рынки. И уверенность в том, что менеджмент компании контролирует риски, возникающие в деятельности компании, способствует понижению риска компании с точки зрения финансового института, то есть риска как заемщика.

В ОАО "Аэрофлот" потратили первые 6 месяцев работы департамента на осознание того, что представляет бизнес компании и какие риски она несет. После этого провели экспертный анализ с помощью двух критериев -вероятность наступления рискового события и его суммарная оценка. Этот анализ позволил выделить приоритеты в деятельности компании.

2. Что является одним из главным направлений в деятельности компании ОАО "Аэрофлот" и почему?

Одним из главным направлений в деятельности является переход от страхования рисков к управлению рисками. Компания рассматривает управление рисками не просто как защиту от каких-то событий, а как систему управления внутренними процедурами компании. Страховые программы ограничены, то есть нельзя застраховать финансовые риски.

Еще одним аргументом в пользу развития риск-менеджмента является анализ стоимости риска. Типовая структура затрат авиакомпании показывает, что издержки, определяемые стоимостью того или иного ресурса, если их собрать в одно целое, сопоставимы с крупнейшими статьями затрат компании. Это еще раз говорит о том, что издержки управляемы и могут быть сокращены до минимума.

В заключении хотелось бы сказать о том как менеджер по оценке рисков видит взаимосвязь в аспекте управления рисками ОАО "Аэрофлот" и финансовых институтов. Здесь возникает вопрос о необходимости перенесения рисков с компании во внешнюю среду после того, как этот риск осознан и оценен. Рассматриваются финансовые институты как партнеры, которые могут предложить некоторые процедуры перенесения рисков, и как агентов предприятий и промышленных компаний по перенесению рисков с корпораций на финансовые рынки.

3. В каком качестве рассматриваются финансовые институты в аспекте управления рисками ОАО "Аэрофлот"?

Если говорить об ОАО Аэрофлот", то сегодня у него есть ряд рисков, которые готовы предложить рынкам, - это валютные риски, это процентные риски, кредитные риски и риски стоимости топлива. К сожалению, ОАО не получает от рынков готовых решений по этим проблемам, каких-то готовых финансовых инструментов. Аэрофлот надеется найти поддержку в сотрудничестве финансового сообщества с компанией.

По словам менеджера по оценке рисков ОАО "Аэрофлот" "риск рассматривается в меньшей степени, особенно если речь идет о крупных корпорациях. Однако нередки случаи, когда корпорации, которые работают весьма эффективно, живут на протяжении долгих лет и на первый взгляд могут казаться абсолютно нормальными, могут рушиться буквально в один момент. На наш взгляд, важно не 100%-ное покрытие рисков, а контроль над рисками, который возникает, исходя из понимания сути бизнеса своей компании, исходя из адекватного представления о том, какие риски возникают в ходе деятельности компании и каковы риски принятия того или иного решения. Более того, эту уверенность, которую в результате такого анализа получает менеджер, он должен передавать на финансовые рынки. И уверенность в том, что менеджмент компании контролирует риски, возникающие в деятельности компании, способствует понижению риска компании с точки зрения финансового института, т.е. риска как заемщика.

В ОАО <Аэрофлот> мы потратили первые 6 месяцев работы департамента на осознание того, что представляет бизнес компании и какие риски она несет. После этого мы провели экспертный анализ с помощью двух критериев - вероятность наступления рискового события и его суммарная оценка. Этот анализ позволил нам выделить приоритеты в нашей дальнейшей деятельности.

Наши подходы не уникальны для авиационной отрасли или для компании <Аэрофлот>, в частности. На самом деле мы считаем, что это просто необходимо - это должно быть в каждой компании и именно этим должны интересоваться финансовые институты и финансовые аналитики.

Одним из главных направлений нашей деятельности является переход от страхования рисков к управлению рисками. Если говорить о промышленных компаниях, о корпорациях, то мы считаем, что управление рисками является эволюционным продолжением страхования, поскольку на сегодняшний день практически все крупные компании страхуют те или иные риски либо по необходимости, либо по требованиям каких-либо органов.

Мы рассматриваем управление рисками не просто как защиту от каких-то событий. Мы рассматриваем систему управления рисками как систему управления внутренними процедурами компании. Ни одно страхование не может покрыть ошибок во внутренних процедурах, ошибок методологии того или иного бизнес-процесса. Кроме того, мы связаны с рисками катастроф и, естественно, такие риски мы страхуем. Тем не менее в деятельности любой крупной компании имеется много мелких убытков, которые вообще не покрываются страхованием. При этом страховые программы ограничены - можно застраховать имущество, можно застраховать ответственность, но что будет с финансовыми рисками, с политическими рисками, с рисками имиджа и т.д.? То есть существует очень большой комплекс проблем, которые не попадают ни под один имеющийся вид страхования.

Еще одним аргументом в пользу развития риск-менеджмента является анализ стоимости риска. Типовая структура затрат авиакомпании показывает, что издержки, определяемые стоимостью того или иного риска, если их собрать в одно целое, сопоставимы с крупнейшими статьями затрат компании. Это еще раз говорит о том, что издержки управляемы и могут быть сокращены до минимума.

 В заключение я хотел бы сказать о том, как мы видим в аспекте управления рисками взаимосвязь ОАО <Аэрофлот> и финансовых институтов. Здесь неизбежно возникает вопрос о необходимости перенесения рисков с компании во внешнюю среду после того, как этот риск осознан и оценен. Мы рассматриваем финансовые институты как партнеров, как консультантов, которые могут предложить некоторые процедуры перенесения рисков, и как непосредственно агентов предприятий и промышленных компаний по перенесению рисков с корпораций на финансовые рынки.

Если говорить об ОАО <Аэрофлот>, то уже сегодня мы пришли к осознанию того, что у нас есть ряд рисков, которые мы готовы предложить рынкам, - это валютные риски, это процентные риски, это те же самые кредитные риски и риски стоимости топлива. К сожалению, мы не получаем от рынков в достаточной степени готовых решений по этим проблемам, т.е. готовых процедур работы, каких-то готовых финансовых инструментов. Мы надеемся найти поддержку в сотрудничестве финансового сообщества с нашей компанией."


Список литературы


1.            Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

2.            Ченг Ф. Ли, Джозеф И., Финнерти М. Финансы корпораций: теория, методы, практика/ Ф. Ли Ченг, И. Джозеф, М. Финнерти: перевод с англ., – М.: Инфра-М, 2003. – 686 с.

3.            #"#">http://www.rcb.ru/archive/printrcb.asp?aid=1608

5.            http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2002/3/13


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.