Большие перспективы имеет лизинг для малого предпринимательства и в агропромышленном комплексе. В настоящее время организации, обеспечивающие поставки сельскохозяйственного оборудования и техники в агропромышленный комплекс активно использую лизинг. Регулирование этой деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 1994 г. №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)” и от 29 октября 1997 г. №1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе РФ”, утвердившем порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретении племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).
В агропромышленном комплексе уже действует несколько специализированных лизинговых компаний, которые сами через свои подразделения взаимодействуют с субъектами малого предпринимательства. Наиболее крупными из них являются “Росагроснаб” и “СБС - лизинг”. В портфеле заказов этих компаний накопилось заявок более чем на 2 млрд. долларов. Росагроснаб является основным структурным подразделением, выполняющим ряд государственных функций по поставке сельскохозяйственной техники. Компания установила лизинговые отношения более чем с 60 тысячами лизингополучателей и с 3 тысячами производителей и поставщиков оборудования зарубежных фирм и банков. В системе “Росагроснаба” более 100 лизинговых компаний, выполняющих функции дилерских центров во всех регионах России. Срок погашения лизинговых платежей от 3 до 5 лет, контрактные цены на оборудование предусматриваются как фиксированные. Индексация стоимости машин и оборудования для расчета лизинговых платежей не производится в течении всего срока действия лизингового договора. В течении 1994 - 1997 гг. по сделкам международного лизинга “Росагроснаб” потребителям было доставлено техники на сумму более 60 млн. долларов. Эта техника поставлялась из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Дании. Вместе с тем для удовлетворения потребности села только в перерабатывающем оборудовании в год необходимо более 80 млн. долларов.
Среди объектов финансовой аренды особое место занимают транспортные средства и авиатехника.
Транспортный лизинг в нашей стране начинался еще в 50-ые годы. В это время практиковался прокат автомобилей, близкий по смыслу к оперативному лизингу. Однако этот период был очень скоротечным. В 70-ые годы внешнеэкономические объединения “Автоэкспорт” и “Совтрансавто” применяли преимущественно по инициативе западных фирм разовые сделки по аренде транспортного оборудования. В начале 90-х годов компания “Промстройлизинг” (дочерняя структура “Промстройбанка”) сдавала на полгода в лизинг КамАЗы, но вскоре от этой практики отказалась в ввиду чрезвычайно высокой стоимости кредитных ресурсов.1 По оценке руководителя петербургской компании “Балтлиз” их опыт по сдаче в лизинг автомобилей - иномарок не был успешным. Некоторые машины попали в руки недобросовестных клиентов, вследствие чего компания имела значительные финансовые проблемы. В то же время, хорошо налажен лизинг транспортных средств в инвестиционном коммерческом банке «Восток-Запад». В качестве лизингополучателей выступают автотранспортные предприятия, выполняющие международные перевозки, которым в долгосрочный финансовый лизинг предоставлено более 100 грузовых тягачей и полуприцепов ведущих европейских производителей автомобильной техники - “Вольво”, “Мерседес - Бенц”, “Скания”, “Доф” и др. Сотрудничество с крупнейшими фирмами - производителями грузовой и автотранспортной техники позволило применить схему совместного финансирования проекта и предложить своим клиентам условия (сроки и процентные ставки) на уровне зарубежных стандартов. Лизинговые операции с годовым объемом в 10 млн. DM банк “Восток - Запад” осуществляет совместно с Московским народным банком (Лондон).
Московская лизинговая компания (МЛК) при законодательной и финансовой поддержке правительства Москвы приступила к проекту поставки небольших грузовиков ЗИЛ - 5301 “Бычок” на условиях лизинга на срок до 2 лет. В стоимость лизинга входит страхование автомобиля от всех рисков, установка противоугонной системы, издержки по регистрации автомашины в ГАИ. В течении срока договора финансовой аренды стоимость автомобиля отражается на балансе лизингодателя - МЛК, а после окончания договора и проведения соответствующих лизинговых платежей, он переходит в собственность лизингополучателя. Общая стоимость этой программы лизинга составляет около 4 млн. долларов США.
Некоторые компании начали реализацию легковых автомобилей на условиях рассрочки платежа, определенных в договоре между партнерами. Финансовый механизм рассрочки платежа похож на лизинг, он близок к нему по сути, но все же несколько отличается от финансового лизинга. Так по договору лизинга лизингодатель является собственником имущества, сдаваемого в лизинг и обязуется предоставить лизингополучателю это имущество за оплату во временное владение и пользование. При продаже в рассрочку право собственности на имущество переходит к его пользователю. По сути это товарный или коммерческий кредит. Конечно же в нашей стране лизинг легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовиков имеет широчайшие возможности. Сейчас прорабатывается целый ряд проектов развития производства и сборки в России автомобилей “Опель”, “Фольксваген”, “Дэу”, “Киа”, “Рено” и др. Расширение транспортного лизинга позволяет создать значительное количество новых рабочих мест на высокотехнологическом производстве со стабильным заработком. Мировой опыт показывает, что этот бизнес динамичный, вложения в него выгодные и быстро окупаемые.
Еще одним объектом договора лизинга, вложения в который выгодны и быстроокупаемы, является авиатехника. 70% российского авиапарка (около 3 тыс. реактивных самолетов) находятся в настоящее время на пределе эксплуатационных возможностей. Из - за того, что российская авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового поколения, авиакомпании России взяли в лизинг лучшие образцы западной авиатехники.
Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июня 1992 года вступили в эксплуатацию 5 взятых в лизинг новых Airbas A310 - 300. 1 В 1997 году “Аэрофлот” взял а лизинг 10 самолетов Боинг 737 - 400, оцененных в 350 млн. долларов. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду, хотя, и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии. Сегодня в “Трансаэро” 10 Боингов 737-й и 10 самолетов Боинг 767-й модели. Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик. Однако, это только начало. О приобретении “Боингов” уже думают в самых отдаленных регионах России - например, “Аэробайкал” уже эксплуатируют первый Боинг 757. За последние два года российские авиакомпании стали брать в лизинг и продукцию отечественного самолетостроения. Так “Аэрофлот” арендовал 17 самолетов ИЛ - 96М и 3 самолета ИЛ - 96Т, авиакомпания “Трансаэро” взяла в лизинг 10 самолетов ИЛ - 96М, “Росавиаконсорциум” - 20 самолетов ТУ - 204, Восточные авиалинии - 3 самолета АН - 38. 2
О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания ”Волга - Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых Боинг 747. Эксплуатация же выдающихся по своим характеристикам АН - 124 “Руслан” из-за нестандартного способа разгрузки очень затруднена в зарубежных аэропортах, расчитаных на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.
Вместе с тем с помощью лизинговых сделок авиакомпании России получили выход на зарубежный рынок. Действительно, в Иране уже используется ряд самолетов ТУ - 154М. Их успешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой компании “Эй - Эл - Эс”, занимающейся поставкой российских самолетов иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарским авиазаводом на поставку “Туполевых”, самолетов ЯК - 42Д, а также новых перспективных российских машин. 1
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
Создание специального лизингового законодательства определило перспективы развития лизинга в России. В зависимости от уже выбранного профиля лизинговая компания имеет свой путь развития.
Развитие крупного лизинга.
Спрос на оборудование, отвечающее последним достижениям науки, в России достаточно высок и требует удовлетворения. Лизинговые компании, использующие удобный и выгодный способ обеспечения производства, имеющие налоговые и таможенные льготы в своем портфеле, могут оказать существенное влияние на подъем экономики.
Крупные лизинговые сделки популярны во многих странах. Причинами интереса клиентов к ним являются их благоприятный налоговый и учетный режим и большая изобретательность лизинговых компаний в деле структурирования сделок, редко достижимая отличными от лизинга финансовыми инструментами. Создание мощной специализированной лизинговой компании в системе российского самолетостроения позволило бы вывести отрасль из кризиса. То же касается тракторных и автомобильных заводов, имеющих трудности со сбытом. Так же эти отрасли являются ключевыми в российской экономике, то проектов реализация лизинга их продукции позволило бы задействовать большое количество предприятий, связанных с производством комплектующих или сопутствующих материалов.
Развитие международного лизинга.
В последние годы в структуре закупок, за границей преобладали продовольствие и товары народного потребления, а ввоз машиностроительной продукции и технологий ограничиваясь бытовой техникой, либо – в лучшем случае, оборудованием для торговли. Импорт оборудования для производства является невыгодным. Для того чтобы спрос населения переключился с потребления импортного товара на отечественную продукцию, необходимо иметь конкурентное предложение. Достойную конкуренцию иностранным фирмам могут составить только те производства, которые имеют в своем распоряжении современное оборудование. Но таких предприятий немного. Государство же должно быть заинтересовано в увеличении числа конкурентных предприятий, прежде всего ориентированных на внутренний рынок. Для этого необходимо решить вопрос с таможенным режимом международных лизинговых операций, при котором пошлины уплачиваются только при окончательном, выкупе оборудования. Это эффективно повлияет на быстрый рост конкурентных предприятий. 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12