Рефераты. Денежный оборот и системы расчетов на предприятии

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досрочном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).

В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:

продукция оплачивается после ее отгрузки;

оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива;

плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;

аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.

Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения:

средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива;

замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению.


2.1.3 Инкассо

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения.

Унифицированные правила по инкассо (УСИ) разработаны Международной Торговой Палатой (МТП), Париж. С 1996 г. действуют УПИ в редакции 1995 г., публикация МТП № 522.

Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы.

Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с него средства и перечислить на расчётный счет поставщика.

Особенностью российской практики является возможность отправления банком документов, принятых на инкассо, как при наличие между банками корреспондентских отношений, т.е. в порядке, принятом мировой практикой, так и при их отсутствии.

Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в той или иной форме.


2.1.4 Клиринг

Клиринг – представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги.

Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются только на разницу.

Экономической основой клиринга является высокий уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные ими широкие взаимопоставки.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку платежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие — упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.

Зачеты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые.

По времени проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. Как указано в п.1.4 Положения о безналичных расчетах, в этом случае в банк представляется поручение и чек на незачтенную сумму.

Подобного рода зачеты (минуя банки) широко практикуются за рубежом внутри корпораций. Посредством внутрикорпоративных зачетов погашается нередко основная часть долгов предприятий и филиалов. В связи с созданием промышлснно-финансовых групп в России они должны получить здесь развитие.

На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные операции. Бартерные сделки — взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемые договорами.

С другой стороны, бартерные и взаимозачетные сделки — этот своеобразный натуральный обмен в конце XX в. — достаточно сложно реализовать в практике из-за трудностей взаимодействия между предприятиями, распыленными по различным ведомствам, а также согласования цен в связи с различным "возрастом" задолженностей и отсюда необходимостью индексации цен и др. К тому же безденежная форма торговли открывает возможность ухода от налогообложения, а, следовательно, приводит к недополучению средств бюджетами. Самое главное, что в условиях, когда зачеты стали основным способом платежей, предприятия оказались в отрыве от платежной системы страны. Расцвел прибыльный бизнес, связанный с выстраиванием ряда цепочек оборота низколиквидных "зачетных рублей", где в конце должен быть выход на ликвидность.

В условиях платежного кризиса в России бартер и взаимозачеты распространены широко. Например, таким путем проходило в середине 90-х гг. около 90 % платежей в энергетике, большая доля которых приходилась на расчеты стран СНГ друг с другом.


2.2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм

расчетов


Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией банка России от 04.10.93г. «0 порядке ведения кассовых операций в РФ». В соответствии с этим документом все организации и предприятия независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежный средства в учреждениях банков. А для осуществления расчетов наличными деньгами должны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Размер сумм наличных денег в кассе предприятий ограничен лимитом. Лимит устанавливается банком по согласованию с ними.

Допустим установленный лимит на предприятии равен 5000 рублей. Сверх установленных норм наличность на предприятии хранится только в дни выплаты заработной платы в течении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк. Денежные средства принимаются в кассу по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченными на это лицами - это генеральный директор, кассир и бухгалтер фирмы.  При  этом  выдается квитанция, сдающему деньги лицу, о приеме денежной суммы, подписанная главным бухгалтером и кассиром. Квитанция является частью приходного ордера, заполняется одновременно с ним, и выдается только после получения денег. Кассир выдает деньги по расходным кассовым  ордерам,  платежным ведомостям или другим надлежаще оформленным документам (заявлениям на выдачу денег, счетам и др.). Расходные кассовые документы подписываются главным бухгалтером. А на ведомостях и заявлениях, кроме того, проставляется разрешительная надпись генерального директора. Деньги лицам не списочного состава предприятия выдаются только по расходному кассовому ордеру при предъявлении ими паспорта или  иного документа, удостоверяющего личность, где проставляются подпись в получении и данные предъявленного документа.

Если выдача денег производится по доверенности,  оформленной  в установленном порядке, в тексте расходного кассового ордера после фамилии, имени и отчества получателя денежных средств бухгалтером  указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если же выдача денег производится по ведомости, то перед распиской в получении денег кассир делает надпись "По доверенности".

Никаких подчисток, помарок или исправлений в кассовых документах не допускается. Деньги по приходным и расходным кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов.

Приходные и расходные кассовые ордера или платежные ведомости на руки, лицам, вносящим или получающим деньги, не выдаются. Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную (отдельно по приходным и по расходным ордерам) нумерацию без пропусков и регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Журнал регистрации построен таким образом, что по  его  данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций. Кассовая книга на предприятие ведется кассиром. Листы в  книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются мастичной  печатью  предприятия. На последней странице книги делается запись: "В настоящей книге всего пронумеровано страниц ..." и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр отрывается и представляет собой отчет кассира, а затем подшивается к кассе за тот период, за который он составлен. Подчистки и исправления в кассовой книге запрещены, за исключением исправлений, сделанных корректурным способом и заверенных подписями кассира и главного бухгалтера.

Кассовая книга ведется ежедневно с расчетом остатков на конец каждого дня. Для учета наличия движения денежных средств в кассе предприятии используется активный счет 50 "Касса".

Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы поступивши в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере по  этому  счету  в бухгалтерии.

Основанием для заполнения журнала-ордера по счету 50 "Касса" служат отчеты кассира. Ревизия кассы. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий причиненный в связи с неправильным их хранением ущерб предприятию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.