Рефераты. Денежно-кредитная система Японии

В 1951 г. был учрежден Японский банк развития, капитал которого полностью принадлежит государству. Деятельность банка сосредоточена на льготном (на срок менее 1 года) кредитовании тех отраслей экономики, в выдаче кредитов которым не заинтересованы частные банки.

Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период – образование финансово-промышленных групп. Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк. А вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношении партнеров.

Японская модель отношений между промышленными корпорациями и банками - явление чисто послевоенное, так как современный тип корпораций и структура финансовых рынков в этой стране возникли после реформ оккупационного периода и до сих пор несут на себе следы той беспримерной ломки, заложившей новые институциональные условия предпринимательства в Японии.

Основные этапы этой ломки:

·                     демонополизация (роспуск довоенных концернов «дзайбацу» (1947-1949 гг.);

В довоенной Японии еще не успел сложиться институт акционерной компании открытого типа как независимой хозяйственной единицы с разделением функций собственности и управления. Довоенные концерны – шесть самых крупных (Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясудо, Фурукава, Накадзима) и несколько десятков более мелких – представляли собой промышленно-торгово-банковские конгломераты закрытого типа.

Всего было распущено 42 холдинга. Весной 1949 г. были вновь открыты фондовые биржи, которые были закрыты в 1938 году. Итак было перераспределено 1/3 всего имевшегося акционерного капитала. В результате к 1949 году 69% акций оказались в руках граждан. В этот период было ликвидировано 325 ведущих промышленных и торговых компаний.

·                     принятие новых законов. Регулирующих хозяйственную деятельность (1947-1948 гг.);

Законодательные акты 1947-1948 гг. закрепили принцип максимального хозяйственного обособления акционерных компаний и обеспечили жесткую блокировку слияний и поглощений. (антимонопольный закон 1947 г., согласно которому жестко контролировалось слияние и поглощение путем покупки акций). Изменения, внесенные в 1948 г. в Коммерческий кодекс, усилили эту тенденцию: акционерной компании запрещалось держать на своем балансе свои собственные акции (мера против спекулятивной скупки компаний); дочерним фирмам (участие в которых головной компании превышало 50%) запрещалось приобретать акции своей головной компании.

·                     шоковая терапия – бюджетная реформа 1949 года;

Банковские кредиты стали главным источником внешнего финансирования корпораций, так как были ликвидированы системы ценовых субсидий и бюджетное финансирование промышленности, которое осуществлялось государственной корпорацией финансирования восстановления. Причем коммерческие банки (по чистой случайности) не были подвергнуты разукрупнению в ходе радикальной демонополизации экономики.

·                     налоговая реформа 1950 года.

В ходе налоговой реформы 1950 г. были понижены ставки налогов на прибыль корпораций (максимальная составляла 35%), упорядочены амортизационные отчисления и введена система необлагаемых резервных фондов корпораций (для смягчения последствий колебаний цен и валютных курсов, компенсации безнадежных долгов и пр.).

В это время вводится принудительная специализация финансовых учреждений: сфера деятельности коммерческих банков ограничилась депозитами, ссудами, учетом векселей, операциями с государственными и муниципальными ценными бумагами и валютными операциями. Коммерческим банкам запретили выпуск и размещение ценных бумаг нефинансовых корпораций и траст - операции. Эти функции стали прерогативой других финансовых институтов (брокерских компаний, траст – банков).

Размежевание функций банков было характерно для банковской системы Японии до 1998 г. Банковская реформа 1998 г.предусматривала определенную либерализацию банковской деятельности. Местные банки получили право открывать специальные трастовые и инвестиционные филиалы, банки долгосрочного кредита преобразуются в коммерческие банки или сливаются с ними, трастбанки получили право открывать филиалы для проведения операций с ценными бумагами, брокерско-дилерские фирмы по операциям с ценными бумагами преобразуются в филиалы коммерческих банков.

2. Национальная система регулирования денежно-кредитных отношений

Центральный банк Японии создан в 1882 году сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызвало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты. Со временем это срок был продлен на 30 лет, а в 1942 году банк получил бессрочный статус. Ему принадлежит исключительное право эмиссии банкнот.

Функции и статус Банка Японии определены специальным законом от 1942 года, который в 1979 и в 1998 году был модернизирован.

По своему статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной компанией. Его основной капитал, определенный законом, составлял и составляет поныне 100 млн. иен. 55% капитала принадлежит государству, 45% - частным акционерам (частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и т.д.). Акционерам были гарантированы дивиденды в размере 4%, которые при условии высокой прибыли банка вырастали до 5%. Остальная часть прибыли поступала в государственный бюджет.

Что касается структуры управления Банком Японии, то она изменялась с принятием закона о банках в 1979 г. и в 1998 г. (см. рис.1).

Так, в соответствии с законом 1979 г. во главе банка стоял Политический совет (от банковского совета). В его состав входило 7 членов: управляющий Банка Японии, уполномоченный правительством министр финансов, уполномоченный правительством представитель планово-экономического управления и представители наибольших банковских, промышленных и торговых монополий. Последние назначались правительством Японии на срок до 4 лет. Глава политического совета являлся управляющим банком. Решения принимались простым большинством голосов. Следует отметить, что оба уполномоченных правительства не имели права голоса. Таким образом, основную роль в принятии решений играли представители крупного капитала. Закон обязывал политический совет взаимодействовать с министерством финансов в определенных направлениях, например, при установлении процентных и резервных ставок.


 
















Рисунок 1 – Организационная структура управления Банком Японии


В новой редакции закона о Банке Японии, действующего с апреля 1998 г., определено, что общее и оперативное управление возлагается на Правление банка.

Правление банка – главное звено организационной структуры. На него возложено общее и оперативное руководство банком. В состав правления входит 9 человек. Глава и два его заместителя назначаются Кабинетом Министров по согласию с обеими палатами парламента. 6 членов правления назначает Кабинет Министров из числа претендентов, которые имеют определенный опыт и знания в сфере экономики и финансов. Срок их полномочий – 5 лет. Посты представителей правительства упраздняются.

Кандидатуры на иные руководящие посты утверждает министр финансов после соответствующего представления кандидатов правлением банка: исполнительных директоров – сроком на 4 года, советников – на 2. Ревизоры назначаются Кабинетом Министров сроком на 4 года.

На заседаниях правления банка в случае необходимости могут присутствовать представители правительства. Они имеют право вносить на рассмотрение правления свои предложения и давать оценку денежно-кредитной политике Банка Японии, однако окончательное решение принимает правление.

Главный офис (штаб-квартира) Банка Японии находится в Токио. В стране также функционируют 33 его филиала и 13 отделений, и еще 6 представительств, которые находятся в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне и Гонконге.

Функции Банка Японии в основном соответствуют функциям подобных банков других странах, но они имеют некоторые особенности.

Выпуск банкнот. Банк Японии имеет не ограниченную монополию на выпуск банкнот. Объем эмиссии устанавливается министерством финансов с согласия правительства.

Согласно Закону 1979 г. Банк Японии имел право, если считал необходимым, выпускать банкнот больше, чем предусмотрено лимитом, за что платил эмиссионный процент в размере 3% годовых от полученной прибыли. Эмиссия банкнот вынуждала банк держать резервы, которые состояли из основной части (коммерческие векселя и государственные ценные бумаги всех видов) и необязательной части (иностранная валюта, золотой и серебряный запас).

Как отмечается в новой редакции закона 1998 г., главным заданием Банка Японии является содействие сбалансированному развитию национальной экономики путем поддержания ценовой стабильности. Это претворяется в жизнь, благодаря разработке и проведению соответствующей денежно-кредитной политики, выпуска наличности. Новое законодательство отменило максимальную квоту выпуска банкнот и требования к образованию резервов.

Количество денег в стране растет быстрее, чем ВВП. Но деньги оседают в сбережениях.

Реализация денежно-кредитной политики. Через каждые шесть месяцев банк при посредничестве министра финансов отчитывается перед парламентом о денежно-кредитной политике, однако, разрабатывает и проводит её как независимый институт, что предусмотрено законодательством.

В новой редакции закона определены следующие основные направления деятельности Банка Японии по разработке кредитно-денежной политики:

-                     определение учетной ставки процента, других процентных ставок, а также типов и условий дисконтирования векселей;

Для обеспечения высоких темпов экономического роста через удешевление финансовых ресурсов Банк Японии проводит политику низких учетных процентных ставок. Хотя банк манипулировал ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации с Министерством финансов. В то же время Банк Японии установил потолок процентов по вкладам.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.