Рефераты. Денежно-кредитная система и ее структура в Рф

Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования кредитно-денежной системы. Повышая ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.

Социально-экономические последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.

Высший уровень ставки рефинансирования был в декабре 1993г – 3101, к августу 1994г – 1401, в 1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом 1998г снова был отмечен всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002г ставка рефинансирования Банка России составляет 21% , с октября 2006г – конца 2007г ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009г установлена новая ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального Банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.

Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.

Согласно закону высшая граница нормы обязательных резервов в РФ установлена равной 204. нормативы могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на 5%, т. е главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.


Заключение


Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

Роль денежного обращения проявляется в следующем:

·                   Отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, при отсутствии которой на пути движения денег возникают препятствия, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи.

·                   Способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров, для чего необходимо определить оптимальное количество денег в обращении.

·                   Характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляции. Избыток денег в хозяйственном обороте приводит к росту цен, ослаблению конкуренции. Недосбыток денежной массы порождает натурализацию товарного оборота (бартер, взаимозачеты) нарушает основные пропорции, подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не «живыми» деньгами, а в натуральном эквиваленте.

·                   Недостаток денежных средств у субъектов для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Кредитной системе РФ предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. За 80-летний период существования денежно-кредитная система России претерпела ряд реформ, в результате которых изменялась ее структура, формы собственности, системы управления. Периодически двухъярусная система менялась на трехъярусную. Командно-административное функционирование денежно-кредитной системы, длившееся с 30х – 90е гг. показало ее слабую эффективность, особенно в период обострения финансово-экономических проблем. Кредит, По-существу, перестал играть роль активного инструмента на научно-техническое обновление экономики.

Финансовый кризис России в 1998 году нанес удар по банковской системе по двум причинам:

1.                 Большинство отечественных коммерческих банков сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль на операциях с валюты, ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

2.                 Низкий уровень банковского капитала. Чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный в основном спекулятивный доход.

Начало нового реформирования денежно-кредитной системы в 2001 году можно охарактеризовать, как полное завершение вывода с рынка кредитных организаций имевших признаки несостоятельности (банкротство):

·                   Необходимо сделать принципиальный поворот во взаимоотношениях банков со сферой материального производства.

·                   Следует в банковском бизнесе ограничить рыночный риск.

·                   Важным направлением является восстановление доверия к банковской системе, для чего принят закон о гарантированных вкладах граждан в банках, что соответствует мировой банковской практике.

Список литературы


1.                      Деньги. Кредит. Банки.: Учебник для вузов»/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред., академ. РАЕН Е.Д. Жукова- 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНО, 2003г.-600с.

2.                      Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М.: «Статут», 2002. -555с.

3.                      Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 216с.

4.                      Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423с.

5.                      Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник/ Л.И.Сергеев, А.Н.Соколов, В.П.Жданов, А.Г.Мнацаканян и др.; Под ред. проф. Л.И.Сергеева. – Калининград, Балтийский институт экономики финансов (БИЭФ), 1999. -1036с.

6.                      Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 720с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.