Рефераты. Денежная система Российской Федерации

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.

Отмечается усиление регулирующего воздействия проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Вместе с тем возможности ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют объективные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося спада в инвестиционной сфере[140].

Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. Законодательством установлено, что иностранная валюта как средство платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Правительство Российской Федерации, выполняя функцию по регулированию денежных расчетов, устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»—это 2 тысячи руб. по одному платежу. Все расчеты между юридическими лицами на суммы свыше 2 тысяч руб. осуществляются в безналичном порядке[141].

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля[142].

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право применить установленные законом санкции[143].

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год представляются Банком России в Государственную Думу ежегодно до 1 декабря. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Таким образом, Центральный Банк является структурой, контролирующей и регулирующей денежно-кредитную систему и денежную массу, как в количественном, так и в качественном отношении[144]. В соответствии со стоящими перед Центральным банком задачами он является:

•                     единым эмиссионным центром, т.е. пользуется монопольным правом денежной эмиссии на территории всей страны, хранит и учитывает национальные золотовалютные резервы;

•                     банком Правительства, т.е. обязан поддерживать государственные экономические программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги;

•                     органом поддержания стабильности национальной денежной системы, т.е. отвечать за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики, а также операций с зарубежными контрагентами;

•                     банком банков, т.е. является кредитором последней инстанции, предоставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств;

•                     органом банковского надзора, т.е. поддерживает необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе[145].

В конечном итоге, Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Теперь более подробно остановимся на определении статуса Центрального банка Российской Федерации.

Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязанности или если иное не предусмотрено федеральными законами[146].

Закон определяет место Центрального банка Российской Федерации в системе органов в государственной власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации[147]. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

·                    назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

·                    назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России — высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;

·                    представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

·                    определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России

·                    проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

·                    доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики)[148].

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие федеральному закону о Банке России.

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам[149].

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.[150]

В обязанности Банка России входит установление и публикация официальных котировок иностранных валют по отношению к рублю, так как он является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.[151]

Для осуществления своих функций Банку России предоставлено право открывать представительства в иностранных государствах.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.[152]

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право взыскивать штраф с кредитной организации в размере до 0,1 % от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев[153]. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.