Рефераты. Центры финансовой ответственности в компании

Подводя итоги, можно отметить, что была рассмотрена только одна из нескольких составляющих технологии бюджетного управления — управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика факторного анализа исполнения бюджетов и другие. [7, стр.11-19]

2.                 Проблемы ответственности в компании


2.1. Общие положения ответственности в компаниях различных организационно-правовых форм


Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конку­рентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйствен­ной деятельности объективно существует опасность (риск) по­терь, объем которых обусловлен спецификой конкретного биз­неса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имею­щие место в предпринимательской деятельности, можно разде­лить на материальные, трудовые, финансовые.  [1, стр.251]

Для финансового менеджера риск - это вероятность неблаго­приятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложе­ния капитала может оказаться настолько рискованным, что может не оправдать себя.

Риск - это экономическая категория. Как экономическая ка­тегория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возмож­ны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Конечно, риска можно избежать, т.е. просто уклониться от ме­роприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступле­ние рискового события и принимать меры к снижению степени риска. [2, стр.439]

Финансовый риск возникает в процессе отношений предпри­ятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, ин­вестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.

Многие финансовые операции (венчурное инвестирование, по­купка акций, кредитные операции и др.) связаны с довольно существенным риском. Они требуют оценить степень риска и определить его величину. [1, стр.251]


2.2. Понятие риск-менеджмента, его цели и применение


Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и вели­чину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансо­вого менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент пред­ставляет собой часть финансового менеджмента.

В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство по­лучения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопреде­ленной хозяйственной ситуации.

Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функ­ции предпринимательства. Она заключается в получении наи­большей прибыли при оптимальном, приемлемом для предприни­мателя соотношении прибыли и риска. [2, стр.454-455]

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают следующие грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т.п. Финан­совая устойчивость является главным компонентом общей ус­тойчивости предприятия.

Высокая степень финансового риска проекта приводит к не­обходимости поиска путей ее искусственного снижения. [1, стр.422]

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

·                   диверсификация;

·                   приобретение дополнительной информации о выборе и ре­зультатах;

·                   лимитирование;

·                   самострахование;

·                   страхование;

·                   страхование от валютных рисков;

·                   хеджирование;

·                   приобретение контроля над деятельностью в связанных об­ластях;

·                   учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др. [2, стр.476]


2.3. Способы снижения степени риска


Снижение степени риска − это сокращение вероятности и объема потерь при помощи различных механизмов нейтрализации рисков.

На практике, как правило, перечисленные в пятом абзаце раздела 2.2. данной курсовой работы мероприятия применяются в комплексе, так как действия их взаимосвязаны и получение желаемого эффекта возможно лишь при проведении квалифицированной работы по эффективному прогнозированию и внутрифирменному планированию, самострахованию и страхованию, передаче части риска другим фирмам и т.п.

Выбор конкретного средства разрешения финансового риска обусловлен выполнением следующих принципов:

1)                нельзя рисковать большими средствами, чем составляет объём собственного капитала;

2)                необходимо предусматривать последствия риска;

3)                нецелесообразно рисковать многим ради малого.

При реализации первого принципа инвестору нужно, прежде чем вкладывать капитал, определить максимально возможный объем убытка по данному риску; сопоставить его с объемом вкладываемого капитала и со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли его потеря этого капитала к банкротству.

В соответствии со вторым принципом инвестор должен знать максимальную величину убытка, к чему это может привести, и решить, отказаться ли от риска, принять риск на свою ответственность или передать его другому лицу.

Третий принцип особенно четко проявляется при передаче риска другому лицу. В этом случае инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. [3, стр.592-593]

3.                 Перспективы развития финансовой ответственности


3.1. Построение финансовой структуры на основе теоретических данных


Постоянно возрастающие требования клиентов и усиливающаяся конкуренция на рынке заставляют компании увеличивать децентрализацию системы управления организацией.

Поскольку вместе с делегированием полномочий на принятие решений делегируется ответственность за финансовые результаты, то возникает потребность в разграничении зон финансовой ответственности внутри организации, которые подобно отсекам на корабле позволяют локализовать финансовые проблемы. Таким образом, компания становятся перед необходимостью внедрения системы управления на основе бизнес-единиц, первым шагом в которой является проведение финансовой структуризации. Суть финансовой структуризации заключается в группировке различных элементов организационной структуры (организационных звеньев) в элементы финансовой структуры. То есть, из одного и того же набора структурных звеньев строится две модели организации: организационная и финансовая.

Если при построении организационной структуры объединение структурных звеньев носит, прежде всего, административный смысл, то финансовая структура строится по принципу единства и взаимосвязанности бизнес-процессов в сфере финансов, тем самым, позволяя перейти от административного управления к финансовому. По этой причине, финансовая структура, в большинстве случаев, существенно отличается от организационной структуры. Наибольшее сходство между организационной и финансовой структурой отмечается при дивизиональной организационной структуре, поскольку принципы ее построения очень близки к принципам построения финансовой структуры.

Для более ясного понимания данных практических предложений, введем несколько определений и особенностей центров.

Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение или совокупность организационных звеньев компании, занимающихся определенным направлением деятельности или выполняющих определенные функции и способных оказывать непосредственное воздействие на эффективность данных направлений деятельности или функций. Центр финансового учета является элементарным элементом финансовой структуры и низшим уровнем детализации финансовых отчетов в учетной системе.

Центр консолидации (ЦК) – представляет собой совокупность двух и более ЦФУ для построения консолидированной финансовой отчетности. Центр консолидации может иметь статус ЦФО. Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение или совокупность организационных звеньев банка, осуществляющих операции, имеющие конечной целью максимизацию прибыли и способные оказывать непосредственное воздействие на доходность и прибыльность, мотивация которых зависит от финансовых результатов деятельности.

Разница между ЦФУ и ЦФО: В начале 50-х годов, когда в западных компаниях возникали центры учета, они получали некоторую хозяйственную самостоя­тельность и становились хозрасчетными цен­трами. Затем часть из них превращалась в цен­тры финансовой ответственности (ЦФО). (На всякий случай подчеркнем разницу: хозрасчет, как известно, бывает разной глубины - только перестроечных хозрасчетов было три, - а ЦФО подразумевает полную ответственность за получение прибыли). Придание ЦФУ статуса ЦФО позволяет пе­реходить от административных к финансовым методам управления, когда эффективность подразделения определяется не качеством вы­полнения закрепленных за ним функций, а финансовыми результатами. При этом вытесняются административные методы уп­равления. Именно это позволяет управлять в рамках од­ной корпорации многими разнородными бизнесами - при максимальной степени децентрализации ЦФО могут выводиться из структуры компании и получать статус дочерних, то есть может происходить переход от дивизиональной структуры к холдинговой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.