Рефераты. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

Как уже было отмечено, монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода, Фридмен – зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия. В самом общем, схематическом виде они представлены в таблице 2


Таблица 2. Основные постулаты концепций монетаристской и кейнсианской школ

Кейнс

Фридмен

Необходимо вмешательство государства

Рынок способен к саморегулированию

Занятость зависит от совокупного спроса

Экономика сама установит уровень производства и занятости

Денежная масса нейтральна к производству

Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры

Главная проблема - безработица

Главная проблема - инфляция

Нужна гибкая денежная политика

Необходима стабильная денежная политика

Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса

Дефицит бюджета – причина инфляции

Кейнсианство – теория экономического роста

Монетаризм – теория экономического равновесия


Следует иметь ввиду, что концепция Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетарной политики для стабильной экономики с невысоким темпом инфляции. По сути, она содержит и другую часть (или раздел), включающую систему мер для экономики переходного периода. Для решения задач переходного характера предусматриваются иные эффекты, стимулы и меры, другой монетарный режим. Предусматривается отказ от регулирующей роли государства и его участия в создании денег. Предлагается система мероприятий для перехода к свободным ценам. Делается упор на проведение приватизации и всемерное расширение частного сектора. [1, c.330-333]

Вполне очевидно, что методы борьбы с инфляцией, методы стабилизации денежного обращения и финансов зависят от характера, вида инфляции, особенностей ее воздействия на экономику, причин, которые лежат в ее основе. При выработке экономической политики обычно строго не поддерживаются каких-либо одних рецептов или схем. Западные сторонники политики стабилизации основную проблему видят в том, чтобы притормозить инфляцию, не вызывая резкого роста безработицы.

Многие экономисты руководствуются при этом оценкой сложившейся конъюнктуры, учитывая взаимосвязи, выражаемые с помощью кривой Филлипса. Ее смысл состоит в том, что высокая инфляция имеет место при низкой безработице, а низкая – при высокой безработице.

Кейнс считал, что стимулирование совокупного спроса не должно существенно повлиять на рост цен. Пока имеются неиспользованные мощности и свободная рабочая сила, расширение спроса приведет к росту производства и предложения товаров, а не к повышению цен. [1, c.334]

В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов.

Принципиальное отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключатся не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а с том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал). [8, c.93]

При условии, что дефицит государственного бюджета обслуживается путем эмиссии государственных облигаций, любые изменения в государственной задолженности приводят к изменению объема обращающихся государственных облигаций. Последнее экономические субъекты воспринимают, во-первых, как изменение объема своего имущества; во-вторых, как нарушение оптимальной структуры портфеля. Действия, предпринимаемые субъектами в ответ на указанные изменения, непосредственным образом влияют на экономическую конъюнктуру и реальные переменные в экономике. Механизм этого влияния выражается через два известных эффекта: эффект имущества и эффект субституции.

Эффект имущества: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.

Эффект субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.

Действие эффектов имущества и субституции прямо противоположное, если первый усиливает стимулирующее воздействие фискальной политики, то второй, наоборот, - снижает его. Поэтому оценка окончательного воздействия фискальных мероприятий на совокупный спрос и национальный доход зависит от степени взаимозаменяемости активов и, соответственно, от характера действия экономических субъектов по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива. [8, c.94]


3.Особенности формирования и реализации и бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь


3.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь


Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [8, c.117]

Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики в 2006—2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

— снижение нагрузки на фонд заработной платы;

— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

— повышение стимулирующей роли таможенной политики;

— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

— совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;

— оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010 гг. будет направлена на:

— создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

— обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

— принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере. [8, c.117]

На протяжении переходного периода стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание работы стратегически важных производств и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста госрасходов, что в конечном итоге увеличило темпы роста ВВП с 1995г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета. [7, c.123]

Особенностью белорусской налогово-бюджетной политики является высокий уровень дотаций для экономики по сравнению с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП в течение 2003— 2005 гг. колебался в пределах 3—8 % (рис.5).

Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995—1996 гг. Тем не менее пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.