Рефераты. Бюджет субъекта РФ: проблемы формирования и использования финансовых средств

Сложившаяся модель распределения налоговых доходов привела к тому, что сегодня субфедеральные бюджеты с учетом формирующих их налогов в меньшей степени зависят от внешних рисков, но подвержены рискам внутриэкономической конъюнктуры, инструменты воздействия на которую крайне ограничены: предельный объем региональных налоговых льгот не превышает 1% от общей суммы налоговых поступлений. Поэтому происходит постепенный переход от предоставления льгот на основе единых принципов к индивидуальному подходу в оказании поддержки с помощью отсрочек и рассрочек налоговых платежей.

Учитывая размеры бюджетного фонда, участие в его формировании большого числа субъектов, сложность точного прогноза рыночной конъюнктуры, существует высокий риск адекватной оценки плановых бюджетных показателей. Поэтому в ходе исполнения регионального бюджета нередко приходится уточнять бюджетные показатели, исходя из объема поступивших и планируемых к поступлению до конца финансового года доходов. В данном случае ведущую роль играют именно налоговые доходы, динамика которых задает параметры изменения расходов.

Важно отметить, что бюджеты субъектов РФ - это один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. В последнее время все большее значение придается роли субъектов РФ в решении социальных и экономических вопросов, что требует эффективности использования бюджетных средств. Важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является бюджетирование, ориентированное на результат, поскольку оно в корне меняет не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления бюджетными расходами. При бюджетировании особая роль отводится мониторингу качества предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов.

Важными условиями для реализации бюджетирования, ориентированного на результат, являются:

- стабильность структуры расходов бюджета субъекта РФ в среднесрочном периоде;

- обязательность ежегодного осуществления запланированного объема расходов бюджета;

- минимизация дефицита бюджета;

- исполнение бюджетной дисциплины.

 

1.2 Финансовое управление и финансовая устойчивость регионального бюджета


Финансовая устойчивость регионального бюджета – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Обобщение существующих методик анализа финансового состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило исследователям усовершенствовать методику анализа финансовой устойчивости бюджета. В качестве инструментария для оценки финансовой устойчивости регионального бюджета применяются показатели, представленные в таблице 1.1.


Таблица 1.1. Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета.


Вместе с тем, приведенные показатели не отражают потребности в исследовании финансовой устойчивости регионального бюджета. Поэтому современные исследователи предлагают дополнительно использовать следующие показатели:

1) Среднегодовые темпы роста собственных доходов.


, (1)

где  – собственные доходы бюджета в последнем анализируемом году;

 – собственные доходы в базисном году.

Опережающие темпы роста данного показателя по сравнению с темпами роста общих доходов свидетельствуют об улучшении финансовой самостоятельности регионального бюджета.

2) Среднегодовые темпы сокращения финансовой помощи.


, (2)


где  – финансовая помощь из федерального бюджета в последнем анализируемом году;

 – финансовая помощь из федерального бюджета в базисном году.

Значение данного показателя ниже 1 говорит о тенденции сокращения объема финансовой помощи и повышения финансовой устойчивости бюджета.

Преимущество данной методики заключается в том, что производимые расчеты основываются на данных законов о бюджетах, методика проста в применении и позволяет оценить финансовое состояние регионов в динамике, как по годам, так и в сравнении регионов между собой. Предлагаемая система показателей финансовой устойчивости регионального бюджета может использоваться в целях:

- повышения эффективности управления бюджетными ресурсами субъекта РФ;

- выявления регионов с кризисным финансовым состоянием бюджета;

- использования в качестве основы для определения статуса "финансовой несостоятельности" субъекта РФ при принятии решений о ходатайстве в Арбитражный суд в целях введения временной финансовой администрации в субъекте РФ;

- использования в качестве информации при реализации межбюджетных отношений, в частности при принятии решений о выделении трансфертов;

- своевременного выявления возникающих диспропорций в бюджетных доходах и расходах региона и принятии мер по их устранению.

Содержание финансового управления бюджетом сводится к взаимодействию субъекта и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма. Объектом служат финансовые потоки, проходящие через бюджетную систему. Субъектами являются, с одной стороны, структуры и подразделения внутренней среды государства (министерства и ведомства, все распорядители и получатели бюджетных назначений и т.д.), а с другой стороны, — многочисленные внешние контрагенты: от граждан и негосударственных юридических лиц своей страны до различных зарубежных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации (рис.1.1.).

Следует отметить, что объект управления региональным бюджетом включает денежные фонды, денежные потоки, отношения финансовых контрагентов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов. Субъект управления в бюджетном менеджменте представляет собой специфический орган или подразделение (финансовый департамент, администрация и т.д.).

Качество финансово-бюджетного менеджмента во многом зависит от характера использования отдельных компонентов функционального механизма. Чем рациональнее будут применяться его методы и управленческие инструменты, особенно планирование и мотивация, тем стабильнее будут государственные, региональные и местные финансы, а следовательно, выше благосостояние граждан.

Рис.1.1. Экономическая сущность и структура финансово-бюджетного управления.


Трем уровням власти соответствуют три подсистемы бюджетного менеджмента. Функции бюджетного менеджмента на региональном и местном уровнях возлагаются на представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Прямое влияние на ход реформ данная управленческая система оказывает посредством взимания налогов, изменения их ставок, установления факта нарушений и сбора штрафов, пеней, неустоек и т.д. Все это напрямую изменяет уровень доходов воспроизводства и рыночную конъюнктуру. Важнейшим направлением развития бюджетного менеджмента должно стать комплексное применение прямых, косвенных и смешанных форм бюджетного регулирования экономики на современном этапе.

Основную цель бюджетного менеджмента применительно к региональному и муниципальному уровню можно сформулировать следующим образом: повышение благосостояния населения территорий. Эта цель получает конкретное воплощение в увеличении собственных доходов территорий и эффективности их использования.

В процессе реализации основной цели бюджетный менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение высокой финансовой устойчивости административно-территориальных образований в процессе их социально-экономического развития. Эта задача реализуется путем формирования эффективной бюджетно-налоговой политики, благоприятного инвестиционного климата, управления формированием доходов территории за счет различных источников и их эффективного использования.

2. Оптимизация денежных потоков на территории административно-территориальных образований. Эта задача достижима за счет синхронизации поступлений и расходования бюджетных средств, в том числе за счет внедрения казначейской системы исполнения бюджета, а также последовательного проведения следующих мероприятий по ее модернизации: Обеспечение минимизации риска неисполнения бюджета. Реализация бюджетирования, ориентированного на результат. Все перечисленные задачи взаимосвязаны.


2. Региональный бюджет: финансовое состояние и проблемы совершенствования


2.1 Финансовое состояние региональных бюджетов на современном этапе


Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Невозможно четко разделить субъекты по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы.

Как показывает анализ, субъекты РФ, принимая бюджеты на очередной финансовый год, в большинстве случаев планируют дефицит. Это вызвано желанием исполнить действующие расходные обязательства и принять новые, не обеспеченные доходными источниками. Источником покрытия планового дефицита бюджета в основном служат привлеченные средства в виде бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков, используется и такой инструмент, как эмиссии региональных и муниципальных ценных бумаг. Значительная доля дефицитов бюджетов субъектов РФ покрывается остатками средств на счетах Федерального казначейства на 1 января бюджетного года.

В 2006 и 2007гг. почти все субъекты приняли бюджеты с дефицитом. Статья 92 Бюджетного кодекса РФ ограничивает предельный размер дефицита 15% от утвержденного общего объема доходов бюджета субъектов РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% от утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и/или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Можно назвать для примера 10 регионов, которые в 2007г. максимально использовали свое право запланировать дефицит: это Белгородская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика и город Санкт-Петербург. По итогам исполнения финансового года из 10 названных субъектов с дефицитом вышли только пять (рис.2.1.).


Рис.2.1. Плановая сбалансированность бюджетов РФ за 2007 г., количество субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.