* - уточненный план
* * - проект П р и м е ч а н и е. Источник [10].
Темп роста расходов консолидированного бюджета опережал темп роста доходов и в результате этого консолидированный бюджет за 2004 год (по уточненному плану) исполнялся с дефицитом 929 млрд. рублей, что составило 1,9% к ВВП [39,172] Заметный рост доходов и расходов обусловлен включением в состав бюджета фонда социальной защиты населения в 2005 году и инновационных фондов в 2006 году.…Дефицит республиканского бюджета на 2006 год сформирован в размере 910 млрд. рублей. По отношению к прогнозируемой величине ВВП это составляет 1,5 процента, что соответствует параметрам Программы. В 2006 году, как и в текущем, сохраняется структура финансирования дефицита бюджета, то есть не предусматривается финансирование дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка.…..Поступления от реализации принадлежащего государству имущества, как источник финансирования дефицита республиканского бюджета, планируются на 2006 год в размере 100 млрд. рублей, или 0,2 процента ВВП.
Доходы консолидационного бюджета на 2006 год (без учета средств Фонда социальной защиты населения и инновационных фондов) вырастут в номинальном выражении на 28 процентов к плановым назначениям 2005 года. При этом доходы республиканского бюджета увеличатся по сравнению с ожидаемым исполнением в 2005 году на 23,5 процента, местных бюджетов - на 20,8 процента, а доходы Фонда социальной защиты населения - на 25 процентов [31, 14].
Расчетными показателями бюджетов областей и г. Минска на 2006 год объем местных бюджетов по доходам и расходам определен в сумме 9610,2 млрд. рублей (рост против уточненного плана 2005 года в размере около 20 процентов).
В объеме доходов местных бюджетов собственные и закрепленные доходы составляют 52,6 процента (в 2005 году - 55,8 процента), отчисления от республиканских налогов и доходов и ассигнования из республиканского бюджета - 47,4 процента (в 2005 году - 44,2 процента).
Около 60 процентов доходов бюджетов областей и г.Минска составляют налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и доходы, подоходный налог с населения.
В 2006 году предусматривается сохранить порядок формирования доходов бюджетов областей и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов, действующие в 2005 году. Нормативы отчислений в бюджет г. Минска установлены от налога на прибыль - 19,4 процента (в 2005 году - 29.2 процента) и налога на добавленную стоимость - 24 процента (в 2005 году - 32,1 процента).
В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» за местными Советами депутатов сохраняется право вводить местные налоги и сборы: налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на услуги; целевые сборы; сборы с пользователей; сбор с заготовителей; курортный сбор; сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска; налог на приобретение бензина и дизельного топлива.
В состав бюджетов областей и г. Минска включены средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных, жилищно-инвестиционных, инновационных, а также часть средств государственного фонда содействия занятости.
Расчетные показатели по расходам бюджетов областей и г. Минска предусматривают сохранение их социальной направленности. Расходы на финансирование отраслей непроизводственной сферы составляют более 70 процентов объема местных бюджетов и рассчитаны с учетом минимальных нормативов бюджетной обеспеченности на 1 жителя:
по здравоохранению - 223,7 тыс. рублей, или с ростом на 33,1 процента к 2005 году;
по другим отраслям непроизводственной сферы - 382,2 тыс. рублей, или с ростом на 29 процентов против 2005 года. Норматив бюджетной обеспеченности для г. Минска определен с повышающим коэффициентом - в сумме 389,5 тыс. рублей.
Расходы на финансирование отраслей непроизводственной сферы предусмотрены бюджетами областей и г. Минска на 2006 год в сумме 6173,8 млрд. рублей, или с ростом против плана 2005 года на 27,6 процента, в том числе на здравоохранение - на 31,2 процента, образование - на 26,4 процента, социальную политику - на 32,6 процента, культуру, искусство и кинематографию - на 20,7 процента.
Около 20 процентов расходов бюджетов областей и г. Минска предполагается направить на финансирование отраслей хозяйства: предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, сельское хозяйство, жилищное строительство, возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению.
Для обеспечения источниками предусматриваемых на 2006 год расходов бюджетов областей и г. Минска, кроме собственных и закрепленных доходов, предусмотрены безвозмездные поступления из республиканского бюджета:
средства из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц - 1657,1 млрд. рублей;
субсидии на жилищное строительство - 24,2 млрд. рублей;
субвенции на строительство метрополитена - 7,8 млрд. рублей;
субвенции на финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функций столицы, - 50 млрд. рублей;
трансферты г. Минску из республиканского дорожного фонда на строительство и ремонт проезжей части улиц, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог, - 44,4 млрд. рублей.
На 2006 год средства, передаваемые в местные бюджеты, определены в размере 1783,4 млрд. рублей, или с ростом против 2005 года на 32,0 процента.
Для выравнивания уровня развития сети местных автомобильных дорог областным Советам депутатов предусматриваются средства из республиканского дорожного фонда в сумме 41 млрд. рублей.
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (статья 31) определено, что областные и Минский городской Советы депутатов:
утверждают предельный размер гарантий, предоставляемых по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь, который не может превышать 5 процентов объемов расходов соответствующих местных бюджетов {за исключением кредитов, выдаваемых для развития жилищного строительства на селе);
утверждают предельный размер гарантий, предоставляемых по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь для развития жилищного строительства на селе;
предусматривают направление средств местных бюджетов на исполнение гарантий, предоставленных местными исполнительными и распорядительными органами, по кредитам, выданным банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь,
В 2006 году местным Советам депутатов предоставляется право:
увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, ставки земельного налога, налога на недвижимость, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов (за исключением налога на добычу нефти, поваренной и калийной соли) отдельным категориям плательщиков, Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок указанных налогов не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита или нормативного распределения выручки, субсидий и средств на капитальные вложения из республиканского бюджета;
освобождать от уплаты земельного налога и налога на недвижимость организации потребительской кооперации по объектам торговли и общественного питания, расположенным в сельской местности [41, 18].
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (областной бюджет).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной собственности, других национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2002 - 2005 гг. - около 93 % в объеме консолидированного бюджета, без учета целевых фондов) [45, 111].
Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
Основной составляющей частью доходов консолидированного бюджета являются налоговые доходы. В 2004 году их удельный вес составлял 76,5% общего объема доходов. В структуре доходов стабильно высокой остается доля налога на добавленную стоимость - 23,7% и налога на прибыль и доходы - 11%, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5