· переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
· применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
· повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
· решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
· содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны (рис. 2).
Рис. 2
Таким образом, бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства (рис.3).
Рис. 3
Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
· сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
· повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
· повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
· увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
· сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
· снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;
· увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
· ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;
· уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
· увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
· повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
· снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;
· поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
· диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
· обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Принят новый Налоговый кодекс, регулирующий взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничивает полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом стал серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы. Создан Резервный Фонд и фонд национального благосостояния, позволяющие в настоящее время экономической системе РФ нормально выполнять расходные обязательства даже в условиях серьёзного дефицита бюджета.
1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат,2004. – 544 с.
2. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384с.: ил.
3. Экономика : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005. – 831 с. : ил. – (Homo faber)
4. Банки и банковские операции. под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 2007.
5. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. Вахрина П.И. – М.: Юрайт-Издат, 2003
6. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / Колл. авторов; под ред. Афанасьева О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
7. Экономика. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006.
8. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005.
9. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. пособие/Кочетков С.В., Муравецкий А.Н., Под. общ. ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-208 с.
10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие/ Бабич А.М., Павлова Л.Н.-М.: Юнити, 2000.
11. Финансы. Денежное обращение и кредит. Под ред. Г.Б. Полякова. М., 2001.
12. “Экономическая теория: учеб. для вузов”/ под ред.А.И. Добрынина, Л.С.
13. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. “Экономикс”. М., 1992. Т.1.
14. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах / 25.05.2009 / [http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/05/216772.shtml]
15. Газета «Коммерсантъ» № 47 (4102) / 18.03.2009
16. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации – Бюджетная политика / [http://www1.minfin.ru/ru/budget/policy/]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6