. здравоохранение и физическая культура - 6,8% (85% - расходы БСС РФ).
Хотя и есть Система медицинского страхования, но из бюджета все равно выделяются большие средства, так как у нас бюджетно-страховая медицина. Также финансируются исследовательские центры, РАМН, СЭС
(Федеральный бюджет), иногда скорая помощь;
. социальная политика -5,1%, из них 2/3 за счет бюджета Субъектов
Федерации- расходы на социальное обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным слоям населения (помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа «Дети России», социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий
(деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.
. обслуживание государственного долга –к сожалению, растет в % отношении из года в год и составляет 8,6% - все 100% финансируются из
Федерального бюджета (хочется отметить, что существует такой показатель – отношение процентов по государственному долгу к годовому приросту ВНП в процентах, существует определенный рубеж, за которым страна просто не в состоянии выплатить внешний долг, т.е. попадает в постоянную всевозрастающую зависимость от кредитующих институтов (МВФ и т.п.), в таком состоянии находится большинство т.н. развивающихся стран (которые так и останутся развивающимися);
. пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3%
- вся сумма из Федерального бюджета;
. прочие расходы - 14,9% (половина – БСС РФ). 70% - финансовая помощь
Субъектам Федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс (местные бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства), государственная поддержка
Крайнего Севера.
. Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% (образовавшиеся в результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд экономического стимулирования).
(см. Диаг.1)
|1|Государственное управление | |2|Международная деятельность | |3|Национальная оборона | |4|Расходы на правоохранительные | | |органы | |5|Федеральная судебная система | |6|Фундаментальные исследования и | | |содействие НТП | |7|Финансирование пром-ти, | | |энергетики, строительства | |8|Финансирование сельского | | |хозяйства | |9|Охрана окружающей среды | |1|Финансирование транспорта, | |0|связи, информатики | |1|ЖКХ | |1| | |1|Финансирование рыночной | |2|инфраструктуры | |1|Предупреждение и ликвидация | |3|стихийных бедствий и ЧС | |1|Расходы на образование | |4| | |1|Культура и искусство,СМИ | |5| | |1|Здравоохранение и физическая | |6|культура | |1|Социальная политика | |7| | |1|Обслуживание государственного | |8|долга | |1|Пополнение государственных | |9|запасов и резервов | |2|Прочие расходы | |0| |
* - расходы БСС РФ, |\| - расходы Федерального бюджета
Из диаграммы становится видно, что бюджеты Субъектов Федерации несут более 48% расходов Государственной бюджетной системы. Основными статьями расходов являются обеспечение ЖКХ, государственное управление, дотирование сельского хозяйства и расходы на образование– вместе они составляют – 22,4% от всех расходов ГБС РФ. Кроме того, хотелось бы отметить явно положительный момент: увеличилась доля расходов на культуру, искусство, СМИ и здравоохранение, физическую культуру финансируемых за счет БСС РФ. Явный плюс, что средства будут распределятся более целенаправленно и равномерно.
Однако планомерное выполнение своей роли БСС РФ может осуществлять лишь при хорошо скоординированном взаимодействии с бюджетами других уровней. И здесь как никогда важным становится процесс межбюджетного регулирования.
2. Взаимодействие БСС РФ с Федеральным и
местными бюджетами.
Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах…[9]
Такое регулирование выступает как форма взаимодействия БСС РФ с государственным и местными бюджетами. Можно выделить несколько основных актуальных форм:
. Дотации.
. Субвенции.
. Бюджетные ссуды.
. Отчисления от регулирующих налогов и доходов.
. Трансферты.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Дотации - самая простая форма: для сбалансирования из Федерального бюджета предоставляется бюджетам Субъектов Федерации и местным сумма (абсолютная) средств. Вообще, эта форма самая несовершенная, так как располагает к иждивению.
Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий (Большое практическое применение получила в США и Великобритании). Это более прогрессивная форма, которая, в принципе, может предоставляться на долевых началах.
Бюджетные ссуды – это предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент. Более развито на уровне ГБС – БСС РФ, нежели на уровне БСС РФ - местные бюджеты.
Отчисления от регулирующих налогов и доходов - наиболее распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет. Этот способ должен был стимулировать изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов, однако на практике региональные бюджеты стремились повысить ставку отчисляемого процента, а не искать средства, вследствие того, что процент отчислений устанавливается в большей мере виртуально, свой для каждого региона.
Трансферты – это достаточно новый для нашей страны механизм – т.н. бюджетный федерализм, заимствованный у Германии. В этом случае распределение средств производится при помощи трансфертов (трансферт, трансфер – банковские операции по переводу иностранной или национальной валюты как внутри страны, так и за ее пределы[10]). Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.
Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС, региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения, 50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный налог; а также региональные и местные налоги (налог на имущество, лесной налог).
Механизм трансферта происходит следующим образом: налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России. Размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.
Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например, Москва как Субъект Федерации имеет высокий налоговый потенциал, но, тем не менее, получает субвенции).
Большое значение в БСС РФ имеет бесперебойное поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя).
Однако при нарушении отдельными Субъектами Федерации правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции:
. приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции);
. приостановление поставки продукции из централизованных государственных ресурсов;
. прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.
Таким образом, можно увидеть, что государство пристально следит за действием БСС РФ и осуществляет с ней прямое взаимодействие. Сегодня во время кризиса экономики обеспечение четких взаимоотношений бюджетов всех уровней является не прихотью Правительства, а жестким требованием времени. Улучшение взаимодействия, соотношения расходов и доходов ГБС РФ являются необходимыми условиями прогресса отечественной экономики, ее гармоничной интеграции в мировой политический процесс.
Глава III. Направления реструктуризации расходов
1. Направления реструктуризации расходов.
Расходы бюджетной системы в настоящее время не покрываются доходами, отсюда важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности БСС РФ можно предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов в размере половины учетной ставки ЦБ.
Очень серьезная проблема бюджета (всех уровней) - то, что громоздкий. Однако при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции), посредством увеличения взаимодействия с БСС РФ. Реально на инвестиции идет около 25 трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать частные инвестиции.
Один из новых организованных инструментов - финансирование высокоэффективных технических проектов:
. Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект.
. Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.[11].
Страницы: 1, 2, 3, 4