В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют банковскую тайну.
Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.
По Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено.
Спорной представляется также правомерность использования органами налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов.
Вместе с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36 Налогового кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов налоговой полиции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции", противоречат нормам Налогового кодекса и должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в названный Закон.[20]
Исходя из функций органов налоговой полиции, которые состоят в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 36 Налогового кодекса, правомерно сделать вывод о том, что сведения, составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам налоговой полиции исключительно как органам предварительного следствия.
В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия решения.
Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.
Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным.
Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции").
В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе милиции, является неправомерным.
В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно только в связи с возбужденным уголовным делом.
Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР).
О преступлениях, направленных на незаконное получение информации.
Очевидно, что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению прибыли.
Признаки противоправности и безвозмездности изъятия таких сведений вместе с материальными носителями, на которых эта информация содержится, как факт изъятия сомнению не подлежат. В ситуациях, когда сведения были лишь скопированы, изъятие тоже имеет место, т.к. предметом данного преступления является не носитель информации, а информация как таковая. Причем информация носит характер тайны.
Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества.
Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками.
Проблема состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в виду того, что российское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее разновидностей – имущество.
Разрешение дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в примечании к ст. 158 УК РФ на термин «собственность» законодателем, либо в расширенном толковании имущества правоприменительными органами.[21]
Заключение.
В законодательстве о банковской тайне, к сожалению, больше вопросов , чем ответов. Например, « кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». А в чем заключается эта гарантия, каковы ее составляющие, какие условия должны при этом выполняться? [22]
Между тем, ни у кого не вызывает сомнений, что институт банковской тайны не маловажен для нормального функционирования экономики. С одной стороны, он является частным случаем коммерческой тайны, когда речь идет об обеспечении тайны об операциях, о счетах и вкладах, что может являться предметом защиты информации в процессе функционирования коммерческой организации. С другой – это одна из граней обеспечения личной тайны гражданина. С третьей – банковская тайна выполняет определенную охранительную функцию, обеспечивая недоступность сведений о финансовом положении юридических лиц и граждан, и тем самым предохраняя их от противоправных намерений и действий.
Чем выше уровень защиты данной информации, тем соответственно выше авторитет кредитной организации и круг ее потенциальных клиентов. Знаменитые швейцарские банки славятся безусловной сохранностью сведений о вкладах и операциях клиентов, что является немаловажным условием обеспечения стабильности их работы и, наверное, благосостояния этого небольшого европейского государства.
Я надеюсь, что исправление ошибок действующего законодательства, а также эффективное правовое регулирование в будущем поможет достичь подобного уровня или как можно ближе к нему приблизиться.
Список литературы.
1. О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ,
1999г.
2. А.А Фатьянов. Тайна как социально – правовое явление. Ее виды. //
Государство и право. – М., 1998, №6.
3. А.Ю. Викулин. Банковская тайна как объект правового регулирования.
// Государство и право. – М., 1998, №7.
4. И. Ахидова. Банковская тайна и аналогия закона.// Хозяйство и право. 1999, №10.
5. Н.Н. Курмашева, Д.Б. Исаев, Н.А. Фатеев, Н.П. Черненький. Навопросы отвечает юридический департамент банка России.// Законодательство.
1999, №4.
6. Д. Гончаров. О банковской и коммерческой тайне. // Законность.
2000, №1
7. С. Карчевский. Банковская тайна: проблемы правового регулирования.
// Хозяйство и право, 2000, №4.
8. П.С. Яни. Правоохранительные органы и предприниматели. – Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя» – М.: АО «Бизнес- школа». 1997г.
9. П. Скобликов. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования. // Российская юстиция. – М., 1997, №11.
10. А.Ю. Никулин. Проблематика правового регулирования банковской тайны// Деньги и кредит, 1998, №7.
11. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. – М., ВЕК,
1994г.
12. Д. Куршаков. Банковская тайна.// Закон, 1998, №2.
----------------------- [1] Гвирцман М.В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньга и кредит. 1992. № 6; Ефимова Л.Г. Банковская тайна: сравнительный аспект//Бизнес и банки. 1991. №46.
[2] О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1999, стр. 218-219. [3] Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 1997, № 6, с. 135; Никулин А. Ю. Проблематика правового регулирования банковской тайны // Деньги и кредит, 1998, № 7, с. 69. [4] Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. — М.: Статут, 1999, с. 143.
[5] Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 146.
[6]Гражданское право. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В. В. Залесского. — М.: МТК «Восточный экспресс», 1988, с. 394. [7] Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. — М.: Изд-во ВЕК, 1994, с. 152. [8] Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 1997, № 7, с.147. [9] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф. О. Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", издательская группа ИНФРД-М- НОРМА, 1996, с. 430 [10] Куршаков Д. Банковская тайна // Закон, 1998, № 2, с. 65.
[11] С. Карчевский. Банковская тайна: Проблемы правового регулирования. // Хозяйство и право. 2000, № 4. [12] П. Скобликов. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования // Российская юстиция. – М.,1997г., №11. [13] Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 149. [14] Под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина. — М.: Юрист, 1999, с. 249. [15] Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право, 1997, № 6, 7. [16] Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
[17] Вестник Банка России, 1999, № 41.
[18] Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа». – 1997. [19] Расскаэова Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств на счетах и обращении на них взыскания // Бизнес и банки, 1999, № 28, с. 2; Ахидова И. Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 1999, № 10, с. 98.
[20] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Постатейный комментарий / Под общ. ред. В. И. Слома. — М.: Изд-во "Статут", 1988, с. 84. [21] Д. Гончаров. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52. [22] А.А. Фатьянов. Тайна как социально – правовое явление. Ее виды. // Государство и право. – М., 1997, №11, стр. 12.
Страницы: 1, 2, 3