Рефераты. Анализ прибыльности p> Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле

Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где

Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi - объем реализации i-ой продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во- вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства
(чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.: прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств), прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП, за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды, прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Чтобы судить об уровне эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с произведенными при этом затратами.

Во-первых, затраты могут быть приняты как текущие издержки деятельности предприятия — себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость
(авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово- хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность.

|В наиболее широком и общем понятии рентабельность означает прибыльность |
|или доходность: |
|производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции |
|(работ, услуг); |
|предприятий, организаций, учреждений в целом, как субъектов хозяйственной|
|деятельности; |
|отраслей экономики. |

Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность
— это относительный показатель, уровень доходности, измеряемый в процентах.

Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обуславливают наличие значительного количества показателей рентабельности.

[pic]

На рис. 1.2. (см. стр. 14) приведена классификация показателей хозрасчетной рентабельности. При исчислении рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) может приниматься прибыль от их выпуска или реализации. При этом текущие издержки могут приниматься в следующих вариантах: себестоимость (производственная или полная); себестоимость за исключением материальных затрат (рентабельность по отношению к вновь созданной стоимости); стоимость в оптовых ценах (стоимость за минусом непрямых налогов).

Для расчета уровня рентабельности предприятий может использоваться: балансовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности; других видов деятельности (финансовой, инвестиционной деятельности). При этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которая может приниматься в нескольких вариантах
(весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).

Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями; другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия.

Как уже отмечалось выше, получение прибыли от реализации продукции
(работ, услуг) связано с осуществлением основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль входит в состав выручки от реализации. Поэтому ее формирование связано с поступлением выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.

Реально формирование прибыли на предприятии происходит по мере реализации продукции. Поэтому в обороте предприятия прибыль появляется до ее отражения в отчетности.

Для формирования прибыли важное значение имеет определение момента реализации продукции. В отдельных законодательных актах по разному трактуется момент реализации.

Однако независимо от принятой трактовки момента реализации в законодательных актах, формирование на предприятии прибыли от реализации продукции имеет место только при условии реальной реализации, т.е. при зачислении средств от покупателя на расчетный счет поставщика.

Определение момента реализации по дате отгрузки товаров и связанное при этом возникновение налоговых обязательств сопровождается отвлечением оборотных средств предприятий на уплату налогов, ухудшением их финансового состояния.

На рис.1.3 (см. стр. 17) приведена структурно-логическая схема формирования прибыли от реализации продукции, а также названы основные показатели, влияющие на прибыль от реализации.

Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от двух основных показателей: объем реализации продукции, себестоимость продукции.

На изменение объема реализации продукции влияет изменение: объема производства, остатков нереализованной продукции, прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).

Необходимо обратить внимание на то, что изменение объема производства продукции, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема производства продукции); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при изменении остатков нереализованной продукции).

Существенное влияние на объем реализации продукции, а также непосредственно и прибыль от реализации оказывает размер прибыли, включаемой в цену продукции. В условиях формирования рыночной экономики, отменено в большинстве случаев государственное регулирование рентабельности продукции, создается возможность регулирования прибыли за счет указанного фактора. Этому способствует отсутствие достаточной конкуренции при производстве и реализации многих видов продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что возможность предприятий влиять на объем прибыли от реализации через изменение объемов производства продукции, остатков нереализованной продукции, рентабельность продукции является существенной.

Рассмотрим особенности влияния на формирование прибыли себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость является обобщающим, качественным показателем деятельности предприятий, показателем ее эффективности.

Имеются особенности в формировании себестоимости продукции
(работ, услуг) в зависимости от сферы деятельности, отрасли хозяйства.

Обобщенно можно дать следующее определение себестоимости.
|Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме|
|текущие затраты предприятия на их производство (выполнение) и |
|реализацию. |

Затраты на производство продукции образуют ее производственную себестоимость. Затраты на производство и реализацию — образуют полную себестоимость продукции.

Возможность предприятия влиять на формирование себестоимости является существенной. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, состав (перечень) затрат, которые следует относить на себестоимость, регламентированы государством.

На основе Типовых положений разработаны отраслевые, ведомственные положения, инструкции, которые определяют порядок определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Затраты производства (обращения), которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация основных фондов и нематериальных активов, другие затраты.

Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер отдельных из них также регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это прежде всего касается следующих элементов затрат: отчислений на социальные мероприятия; амортизации основных средств и нематериальных активов; других затрат .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.