Рефераты. Анализ порядка расчета уплаты налогов на доходы физических лиц на современном этапе в Беларуси

·                авансовый характер платежа по основному налогу «вымывает» оборотные средства субъектов хозяйствования, что непосредственно отражается на своевременности и полноте исполнения иных их обязательств;

·                для данных субъектов сохраняется необходимость начисления и уплаты всех налогов и сборов от фонда оплаты труда, что, как и в условиях общей системы налогообложения, снижает заинтересованность и финансовые возможности нанимателей по легальному повышению заработной платы работающих;

·                установление жесткого ограничения по объему ежеквартальной выручки, нарушение которого чревато переходом на общую систему налогообложения, препятствует стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению производительности труда, расширению и развитию бизнеса, т.е. к созданию необходимых предпосылок для обеспечения высоких заработков их персонала;

·                сохранение, наряду с единым, большого количества других налогов обуславливает высокий уровень цен на продукцию или услуги малых предприятий, снижая их конкурентоспособность и вынуждая применять «серые» схемы расчетов, в том числе по заработной плате. Подтверждением тому служит факт, что средняя заработная плата в предпринимательском секторе экономики оказалась по итогам прошлого года значительно ниже чем в госсекторе.

Исходя из изложенного следует, что основными направлениями совершенствования указанной системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях создания реальных преференций в области налогового администрирования и уровне налоговой нагрузки являются следующие:

·                исключение авансовых платежей по основному налогу (предварительной оплаты стоимости патента);

·                исключение для субъектов малого бизнеса других оборотных платежей из выручки;

·                увеличение порогового значения численности работающих для применения упрощенной системы налогообложения до 25 человек;

·                установление пороговых значений численности работающих и объема выручки от реализации в расчете на год, а не по кварталам; при превышении пороговых значений любого из критериев осуществление перехода на общую систему налогообложения лишь с начала следующего года.

В отличие от стран с рыночной экономикой подоходное налогообложение физических лиц в Беларуси не имеет прогрессивного характера и обладает низкой бюджетной отдачей. Его доля в доходах консолидированного бюджета в течение последних пяти лет не превышала 10%, в то время как в Литве она составляет более 23%, в Венгрии – около 17%, в Эстонии – 21%.

Кроме того, узкая налоговая шкала и «привязка» большого количества сборов и платежей к фонду оплаты труда искажает поведение экономических субъектов и тем самым оказывает негативное влияние на функционирование экономики.

Поэтому основным направлением реформирования подоходного налогообложения являются следующие:

·                повышение прогрессивности подоходного налога;

·                усиление его нейтральности;

·                повышение уровня собираемости налога и его доли в доходах консолидированного бюджета;

·                повышение эффективности налогового администрирования.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

В целях придания налоговым вычетам более адресного характера следовало бы предусмотреть потерю права гражданина на осуществление вычета необлагаемого минимума дохода при достижении его совокупного дохода установленной суммы.

Необходимы также выработка и внедрение гибкой системы льгот, обеспечивающих социальные и инвестиционные вычеты.

Поскольку более 90% населения уплачивают подоходный налог по ставкам 9 и 15%, целесообразным было бы введение одновременно с увеличением необлагаемого минимума и системы налоговых вычетов плоской ставки подоходного налога на уровне не выше 15%.

Введение плоской ставки подоходного налога предполагает переход от системы глобального к системе шедулярного налогообложения. Это не только обеспечит снижение затрат на налоговое администрирование, но и повысит нейтральность подоходного налогообложения в части влияния на поведение экономических субъектов, а также стимулирования вторичной занятости населения.




Заключение


В ходе дипломного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений

2) Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

3) Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

В ходе исследования необходимо отметить:

·                принципы исчисления подоходного налога в нынешнем 2010-м году останутся такими же, как и в 2009-м. Для физических лиц будет применяться единая ставка 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов – 15 (для резидентов Парка высоких технологий – 9%). Снижена ставка подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15% до 12%.

·                увеличены размеры некоторых вычетов. С 1 января 2010 года они будут ежемесячно предоставляться в следующем размере: 270 тыс. рублей при получении дохода, не превышающего 1 млн. 635 тыс. рублей (раньше было соответственно 250 тыс. и 1,5 млн. рублей), 75 тыс. рублей – на каждого ребенка и иждивенца, 150 тыс. рублей – при наличии троих и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, 380 тыс. рублей – для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды).

·                с 1 января 2010 г. освобождаться от налога будет доход, полученный в течение календарного года от возмездного отчуждения одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

·                с 1 января 2010 г. увеличивается размер социального налогового вычета с 24 до 48 базовых величин в год по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

Объектом исследования являлось предприятие ИП «Штотц Агро-Сервис». Сельскохозяйственные организации являются плательщиками налогов в бюджет. ИП «Штотц Агро-Сервис» с 2008 года перешел на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому сейчас он уплачивает следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и таможенные платежи.

Сумма подоходного налога с физических лиц ИП «Штотц Агро-Сервис» в отношении доходов, по которым применяются налоговые ставки, установленные пунктами 1 (12%) и 3 (9%) ст. 173 НК, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного плательщику.




Список использованных источников


1)           Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

2)           Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., №7–9, ст. 101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

3)           Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года №3321-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., №34, ст. 566). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

4)           Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30–50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2010.

5)           Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит – №11 – 2008, с. 37–39.

6)           Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2008, – 560 с.

7)           Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2009 – 544 с.

8)           Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и анализ – 2008 – №12, с. 31–33.

9)           Демин А.В. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2009. №6.

10)      Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. №4.

11)      Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2007 – №2, с. 22–26.

12)      Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 416 с.

13)      Заяц Н., Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, – №1, – 2007, с. 28–30.

14)      Змачинская Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2008. – 64 с.

15)      Иванова И. Налогообложение // Консультант – 2007 – №7, с. 51–55.

16)      Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2004.

17)      Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, – №5 – 2004. с. 32–36.

18)      Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь // Директор, – №6 – 2008, с. 42–45.

19)      Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В. Авдеенко, И.С. Андреюк, М.О. Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2009. – 352 с.

20)      Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, №6 – 2007. с. 27–33.

21)      Налоги: Учебник/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василеская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 368 с.

22)      Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области, 2005.

23)      Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ. ред. к.э.н. В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2010 г.

24)      О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.

25)      О концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2008 – №7–8.

26)      Пепеляев С.Г. Основные положения теории налогового права / Финансовое право: Учеб. / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Тостопятенко. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

27)      Погорлецкий А.И. Налоговая конкуренция в современной системе мирохозяйственных связей // Финансовый мир / Под ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева. М., 2009. Вып. 2. С. 276, 277.

28)      Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009 г.

29)      Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2007 – №9, с. 36–39.

30)      Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2008, с. 41–86.

31)      Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2008 – №1, с. 21–30.

32)      Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2007 – №3, с. 65–67.

33)      Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4

34)      Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С.С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное науч. об-во, 2009. – 398 с.

35)      Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2010. – 318 с.

36)      Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2009.

37)      Ханкевич Л.А. «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2009 г.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.