Рефераты. Анализ оборотных активов предприятия

Таблица 1 Группировка оборотных активов по категориям риска


Степень риска

Группа текущих активов

Минимальная

Наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги

 

Малая

Дебиторская задолженность предприятий с нормальным финансовым положением + запасы (исключая залежалые) + готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом

 

Средняя

Продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов

 

Высокая

Дебиторская задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, залежалые запасы, неликвиды

 


Достижение поставленных целей предполагает выполнение следующей учетно-аналитической работы. [25, c. 108].

1. Оценка рациональности структуры товаров, позволяющая выявить ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить. Это позволит избежать излишних вложений капитала в товары, потребность в которых сокращается или не может быть определена.

2. Определение сроков и объемов закупок товара. Это одна из самых важных и сложных для современных условий функционирования российских предприятий задач анализа состояния товара.

Несмотря на неоднозначность принимаемых решений для каждого конкретного предприятия, общим является подход к определению объема закупок, позволяющий учитывать [25, c. 110]:

- средний объем потребления товаров;

- дополнительное количество (страховой запас) ресурсов для возмещения непредвиденных расходов товара (например, в случае срочного заказа) или увеличения периода, требуемого для формирования необходимых запасов.

3. Расчет показателей оборачиваемости основных товаров и их сравнение с аналогичными показателями прошедших периодов, чтобы установить соответствие наличия запасов текущим потребностям предприятия.

Показатели управления оборотными активами.

Оборотные средства, являясь объектом управления, обеспечивают непрерывность процесса производства и в значительной степени определяют его эффективность.

Размер оборотных средств в управлении, необходимых для осуществления нормальной производственной деятельности, определяется и устанавливается путем разработки норм и нормативов оборотных средств, которые должны обеспечить постоянную потребность организации или предприятия в производственных запасах, незавершенном производстве, в денежных средствах для расходов будущих периодов, а также исходя из условий снабжения и сбыта.

Исходя из перечисленного, можно видеть насколько сложен и многопланов процесс управления различными структурными элементами оборотных средств.

Это и системы управления запасами с фиксированным, либо переменным запасом затрат, система управления нормами и нормативам, система управления оборачиваемостью оборотных активов, система управления "точно в срок", это также система управления заемными средствами, связанная с пополнением оборотных средств, система управления дебиторской задолженностью, система управления оборачиваемостью кредиторкой задолженноти, система управления ценовой политикой и другие.

Конкретными показателями оперативно-тактического управления оборотными активами являются результирующие и промежуточные показатели прибыли, рентабельности, оборачиваемости и другие, выполняющие важную роль контроля деятельности предприятия. Рассмотрим некоторые из них.

1              Период обращения запасов (длительность оборота запасов товарно-материальных ценностей, производственный цикл) – это средний период времени, необходимый, чтобы превратить сырье в готовые товары, а затем продать их. Рассчитывается с помощью следующей формулы:


B зап = 360/Sреал/З (1.1)


Где Sреал – себестоимость реализованной продукции;

З – запасы.

2. Период одного оборота запасов часто называют периодом хранения запасов. Запасы представляют собой: запасы товарно-материальных ценностей, запасы в незавершенном производстве, готовую продукцию на складах.

Если период хранения производственных запасов сырья и материалов увеличивается при неизменном объеме производства, это говорит о перенакоплении запасов, то есть о создании сверхнормативных запасов.

Это в свою очередь ведет к оттоку денежных средств - из-за увеличения затрат на хранение, связанных со страхованием имущества и с перемещением товарно-материальных ценностей, а также из-за устаревания, порчи, расхищения, увеличения суммы уплачиваемых налогов, из-за отвлечения средств из оборота.

Если увеличивается период хранения готовой продукции при неизменном объеме производства, это говорит о затоваривании предприятия собственной продукцией и является сигналом службе маркетинга о необходимости повышения эффективности работы.



Где Зср – средняя величина запасов материалов в анализируемом периоде;

S – себестоимость реализованной продукции;

Т – продолжительность анализируемого периода в днях.

3. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности– это средний период времени, необходимый для превращения дебиторской задолженности в наличность, то есть для получения денег от продажи.



Где Т – продолжительность периода в днях;

ДЗср – средняя дебиторская задолженность периода

Для сокращения периода погашения дебиторской задолженности применяют следующие способы управления ею:

а)          контроль за состоянием расчетов с покупателями по просроченным задолженностям. Наличие просроченной задолженности и ее увеличение замедляет оборачиваемость средств, а в условиях инфляции приводит к потере денежных средств;

б)         диверсификация риска неуплаты, т.е. ориентация по возможности на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

в)          предоставление скидок при досрочной оплате (спонтанное финансирование);

г)          контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Если дебиторская задолженность больше кредиторской, то создается угроза финансовой устойчивости и независимости, т.к. в этих условиях предприятие вынуждено дополнительно привлекать заемные ресурсы. кредиторская задолженность больше дебиторской и намного, это ведет к неплатежеспособности предприятия. В идеале желательно, чтобы дебиторская и кредиторская задолженности били равны.

3 Период оборота (отсрочки) кредиторской задолженности представляет собой средний период времени между покупкой сырья и оплатой его наличными. Например, у предприятия может быть в среднем 30 дней, чтобы заплатить за труд и материалы.

4 Финансовый цикл (период обращения денежных средств)

Этот период выражается формулой:


Вдс = Взап +Вдз – Вкз (1.4)


Где Взап – период обращения запасов;

Вдз – период обращения дебиторской задолженности;

Вкз – период обращения кредиторской задолженности.

Циклы оборота оборотных активов по элементам показаны на рисунке 2.


Рисунок 2 - Циклы оборота по элементам оборотных средств


Период обращения наличности равен периоду, в течение которого компания имеет средства, вложенные в оборотный капитал и исчисляется как сумма периодов погашения дебиторской задолженности, периода отсрочки кредиторской задолженности и периода обращения запасов. Цикл обращения денежных средств можно сократить

а)          путем сокращения периода обращения запасов, т.е. путем ускорения производства и продажи товаров;

б)         путем сокращения периода обращения дебиторской задолженности, ускорив взимание покупательской задолженности;

в)          путем удлинения периода отсрочки кредиторской задолженности через замедление своих собственных платежей.

Эти меры должны применяться, если их можно использовать, не повышая затрат и не снижая объема продаж.

В процессе анализа оборачиваемости оборотного капитала рассчитываются следующие показатели.[17, с.61]

К общим показателям деловой активности в управлении относят, прежде всего, показатели оборачиваемости. В теории и практике применяются следующие показатели:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов рассчитывается по формуле:



Где Выр(реал) - выручка от реализации продукции;

Оа – оборотные активы

А продолжительность их оборота:



Где С – остатки оборотных средств;

N – объём товарной продукции;

Т – число дней в рассматриваемом периоде.

И коэффициент загрузки оборотных средств:



С – средний остаток оборотных средств;

Т – выручка от реализации продукции за анализируемый период;

Коэффициент загрузки характеризует размер объема выручки от продаж продукции в расчете на один рубль оборотных средств. В управлении этот коэффициент свидетельствует об эффективном или неэффективном использовании оборотных средств, интесификации производства. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов отражает число оборотов, совершённых имуществом за анализируемый период. Он является показателем стимулятором и, следовательно, должен иметь тенденцию к увеличению. Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использования оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборотными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предприятие работает ритмично и рационально использует оборотные средства. Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде, свидетельствует о падении темпов развития предприятия и о его неблагополучном финансовом состоянии.

Важным фактором улучшения финансового состояния предприятия является ускорение оборачиваемости оборотных средств (уменьшение продолжительности оборота). Продолжительность оборота выражается в днях и рассчитывается как частное от деления анализируемого периода в днях(360, 270, 180, 90, 30) и задействованным средств для этих целей к выручке от продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.