3. В общеполитическом - максимальное использование внешнеэкономической конъюнктуры (рост цен на энергоносители) для максимально быстрого погашения ГВД. В 2004-2008 годах президент Путин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD>, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1>, после чего её государственный долг составил 53 млрд. (9% ВВП <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%92%D0%9F>).
Более подробно эти тенденции будут рассмотрены в следующей главе.
2. Управление внешним валютным долгом РФ и его динамика в 2000-2009 годах
В первую очередь данный период характеризовался 2-мя основными процессами:
1. Сокращением общего объема внешнего валютного долга РФ;
2. Повышением роли «рыночных» инструментов и методов в управлении внешним Валютным долгом.
В рамках настоящей работы рассматривается, первую очередь, вопросы внешнего государственного долга, для объективной оценки функционирования экономики необходимо иметь представление об общей структуре национального внешнего долга. Наиболее существенные изменения в классификации произошли после введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации [3]. В частности, как было указано ранее, с 1 января 2000 года в структуре внешнего долга не выделяется отдельно долг бывшего СССР, принятый Российской Федерацией. В целях сопоставимости показателей приводится укрупненная структура государственного внешнего долга Российской Федерации за период 1995-2003 годов (таблицы 3, 4):
С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обязательства бывшего СССР. Вместе с тем, учитывая, что именно эти обязательства изначально формировали внешний долг Российской Федерации, в данном анализе кратко рассмотрена история формирования этой части долга Российской Федерации по видам заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств [18].
Таблица 3. Внешний валютный долг РФ (на начало года, млрд. долларов США)
Показатели
Годы
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Задолженность по кредитам правительств иностранных государств
75,0
68,6
69,8
63,5
66,9
60,8
63,6
56,8
52,4
54,7
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (Лондонский клуб, коммерческая задолженность)
39,5
40,4
39,8
36,2
48,4
35,0
5,9
6,0
3,4
3,8
Задолженность по заимствованиям у международных финансовых организаций
5,4
11,4
15,5
18,7
26,0
19,4
16,2
14,9
13,9
12,1
Прочие виды задолженности (ценные бумаги, кредиты Банка России, коммерческая задолженность)
0,0
5,1
8,0
33,2
53,6
51,6
49,2
Государственный внешний долг Российской Федерации - всего
119,9
120,4
125,1
123,5
149,3
148,4
139,3
129,3
122,1
119,8
С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обязательства бывшего СССР. Вместе с тем, учитывая, что именно эти обязательства изначально формировали внешний долг Российской Федерации, в данном анализе кратко рассмотрена история формирования этой части долга Российской Федерации по видам заимствований. В статье 120 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в России должна действовать единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации [10].
Приложение 2
Состав государственного внешнего долга Российской Федерации
Категория долга (млн. USD)
Отчетная дата
Изменения
На 01 октября 2009 г.
На 01 января 2009 г.
На 01 января 2008 г.
На 01 января 2007 г.
На 01 января 2006 г.
На 01 января 2005 г.
01.10.2009 г. в% к 01.01.2009 г.
01.0.2009 г. в% к 01.01.2005 г.
Государственный внешний долг РФ, включая долги СССР, принятые РФ
38070,1
40600
44900
52000
76500
114100
93,77
35,58
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского Клуба, не являющаяся предметом реструктуризации
1108,2
1400
1800
3100
25200
47500
79,16
2,95
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского Клуба
1859,1
1900
2200
3300
3500
6400
97,85
29,69
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими членами СЭВ
1336
1500
2100
95,43
Коммерческая задолженность бывшего СССР
1214,4
1200
700
800
1100
101,20
54,55
Задолженность перед международными финансовыми организациями
3929,9
4600
5000
5500
5700
9700
85,43
47,42
Задолженность по еврооблигационным займам, в т. ч.:
26239,6
27700
28600
31900
31500
35300
94,73
78,47
внешний облигационный займ 2010 года
328,2
внешний облигационный займ 2030 года
19945,1
внешний облигационный займ 2018 года
3466,4
внешний облигационный займ 2028 года
2499,9
Задолженность по ОВГВЗ, в т. ч.:
17780,5
4500
4900
7100
987,81
25,35
ОВГВЗ VII серии
1750
Предоставление внешних гарантий РФ в иностранной валюте
604,4
600
300
400
100,73
150,00
Задолженность по кредитам Внешэкономбанкка, предоставленным за счет средств банка РФ
0,00
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12