Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводят к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализация, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли, но выполнить способом цепной подстановки.
Для факторного анализа прибыли от продаж составляется таблица 2.
Таблица 2: Исходные данные для анализа, тыс.руб.
Показатели
За предыдущий год
За отчетный год
Изменение
А
Б
1
2
3
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов)
48920
55400
+6480
Полная с/с продажи товаров, продукции, работ, услуг
45587
51260
+5673
Прибыль (убыток) от продаж (стр.1- стр. 2)
3333
4140
+807
Влияние факторов объема продаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать следующим образом:
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.
Прибыль предыдущего года * Темп прироста (снижения) полной себестоимости.
Темп прироста (снижения) = Сп1 / Сп0 - 1,
полной себестоимости ,
где Сп1 и Сп0 - полная себестоимость соответственно отчетного года и предыдущего года.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции.
Прибыль предыдущего года * (Темп роста (снижения) выручки - - Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной продукции).
Темп роста (снижения) выручки = В1 / В0,
где В1 и В0 - выручка соответственно отчетного года и предыдущего года. Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.
Выручка от продажи продукции в отчетном году * (затраты на 1 рубль продаж отчетного года - затраты на 1 рубль продаж предыдущего года).
Затраты на 1 рубль продаж = Полная себестоимость проданной продукции / Выручка от продажи продукции
Проведем расчеты по данным таблицы 2.
1. Влияние на прибыль изменения объема продаж:
3333 * (51260 / 45587- 1) = + 414,77. тыс, руб.
2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции:
3333 * (55400 / 48920 - 51260 / 45587) = + 26,72 тыс. руб.
3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль преданной продукции:
55400 * (0,925 - 0,932) = -365,5 тыс. руб.
Затраты на 1 рубль продаж пред. год = 45587/ 48920 = 0,932 коп.
Затраты на 1 рубль продаж отч. год = 51260/55400 = 0,925 коп. 414,77 + 26,66 + 365,5 = 806,93 тыс, руб.
Таким образом, наибольшее положительное влияние на сумму прибыли оказало увеличение объема продаж продукции. За счет этого фактора прибыль от основной деятельности возросла на 414,77 тыс. руб. Снижение уровня затрат на 1 рубль продукции позволило увеличить прибыль на 365,5 тыс. руб., а увеличение доли более рентабельной продукции увеличило прибыль от продаж на 26,66 тыс. руб.
Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные ф. № 2 - отчет о прибылях и убытках и № 1 - баланс.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д.
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукция. Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью) продукции.
Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).
На уровень рентабельности продукции, как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукция. Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель
ОР - С
Рпр = ----------,
ОР
где ОР - выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг); С - себестоимость продукции.
Расчет влияния факторов определяется методом цепных подстановок.
1) Влияние изменения цены на продукцию составит:
ОР1 - С0 ОР0 - С0
Рц =----------- - ------------,
ОР1 ОР0
где Рц - изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию; ОР1; ОР0 - выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего года; С0;С1 - себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего года.
2) Влияние изменения себестоимости составит:
ОР1 - С1 ОР1 - С0
Рс /с = ----------- - ------------,
ОР1 ОР1
где Рс / с - изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.
Таблица3:Исходные данные для анализа показателей рентабельности
Предыдущий год
Отчетный год
1. Выручка от реализации, тыс. руб.
2. Себестоимость продукции, тыс
3.. продаж, тыс, руб.
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
2907
3482
+575
5. Чистая прибыль, тыс. руб.
1760
2305
+545
6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.
11600,5
13160,5
+1560
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс, руб.
8810
8798
-12
8. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс, руб.
3625,5
4639,5
+1014
9. Среднегодовая стоимость активов, тыс, руб.
17370,5
20625,5
+3255
10.Коэффициент рентабельности продукции (п. 3/п.1)
0,0681
0,0747
+0066
11. Коэффициент рентабельности собственного капитала (п.5/п.6)
0,1517
0,1751
+0,0234
12. Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (п.5/п.1)
0,0360
0,0416
+0,0056
13. Коэффициент рентабельности активов (вложений) (п.4/п.9)
0,1673
0,1688
+0,0015
14. Коэффициент оборачиваемости (п.1/п.9)
2,8163
2,6860
-0,1303
15. Коэффициент финансовой зависимости (п.9/п.6)
1,4974
1,5672
+0,0698
16. Коэффициент рентабельности продаж (п.4/п.1)
0,0594
0,06285
0,00345
17. Коэффициент фондоемкости (п.7/п.1)
0,1801
0,1588
-0,0213
18. Коэффициент закрепления (п.8/п.1)
0,0741
0,0837
+0,0096
19. Коэффициент общей рентабельности (п.4/(п.7+п.8))
0,2337
0,2592
+0,0255
По данным таблицы 3 рассчитаем влияние факторов на уровень рентабельности продукции.
1. Влияние изменения выручки от продаж:
(55400 - 45587)/55400 - (48920 - 45587) / 48920 = 0,109.
2. Влияние изменения себестоимости:
(55400 - 51260) /55400 - (55400 - 45587)/55400 = 0,1024.
Баланс влияния факторов:
0,109 + (-0,1024) =0,0066.
Расчеты показали, что рост рентабельности продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки. Рост себестоимости снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.
Отчет оформить в тетради для практических работ.
Страницы: 1, 2