Рефераты. Анализ финансовых результатов предприятия

Таблица 7. Активы и пассивы (на начало года).


Таблица 8. Оценка финансовых результатов предприятия


Внеоборотные активы за рассмотренный период возросли на 2,4%, а оборотные на 77,1% (табл. 7). Резервный капитал возрос на 33,3%, краткосрочные обязательства увеличились на 38,9%. Коэффициент оборачиваемости ОС с 2005 по 2007 г. увеличился на 5,44% в основном за счет увеличения выручки от реализации продукции. Незначительные долгосрочные обязательства за рассматриваемый период не изменились.

Итак, анализ экономических показателей СПК «Дружба» говорит об успешном развитии предприятия и улучшении большинства основных показателей его хозяйственной деятельности. Растет эффективность использования всех его ресурсов, что влечет за собой интенсификацию производства и существенное повышение его эффективности. В данном случае может идти речь об оптимизации или реорганизации производства.

2.2. Анализ финансовых результатов.


Прибыль или убыток являются главным показателем, отражающим финансовый результат, слагаемый из совокупности доходов и расходов, возникающих в результате осуществления хозяйственных операций. Отчет о прибылях и убытках является основной базой для анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Можно провести вертикальный и горизонтальный анализ этой формы.

Вертикальный анализ (табл.9) позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке, предполагая определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения. Ценность данного анализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности.

Таблица 9. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” за 2005-2007гг.


Как показывает табл.9, чистая прибыль СПК “Дружба” формируется в основном из валовой прибыли (совпадающей с прибылью от продаж) и из разницы между прочими доходов и прочими расходами. При этом прочие доходы оказывают значительное влияние на формирование чистой прибыли.

В 2005 г. предприятие потерпело убыток от продаж (-8,4% от выручки), который, тем не менее, был покрыт прочими доходами, и предприятие имело 3,1% чистой прибыли. В 2006 г. предприятие имело незначительную (0,9%) прибыль от продаж, однако чистая прибыль возросла за счет прочих доходов до 5,1%. В 2007 г. прибыль от продаж возросла до 2,7%, а чистая прибыль до 7,7%. Разница между прочими доходами и прочими расходами составила 11,6% (от выручки) в 2005 г., в 2006 г. сократилась до 4,2% и в 2007 г. составила 5,0%. Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является горизонтальный анализ формы № 2, предполагающий сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия. Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа. При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности.

Таблица 10. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” за 2005-2007гг.


Судя по табл. 10, как выручка от продаж, так и себестоимость продукции возрастают, однако рост выручки (54,8% за два года) опережает рост себестоимости (38,9%), вследствие чего наблюдается рост прибыли от продаж (149,7%), совпадающей с валовой прибылью. В то же время происходит снижение прочих доходов (32,8%). Прочие расходы имелись только в 2006 году. Иные платежи из прибыли пренебрежимо малы, вследствие чего чистая прибыль практически совпадает с прибылью до налогообложения. За рассматриваемый период наблюдается значительный рост чистой прибыли (в 3,9 раза). Что касается динамики изменений данных показателей, рост выручки, себестоимости и валовой прибыли замедляется, а уменьшение прочих доходов и рост чистой прибыли происходят почти линейно. Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Некоторые инвесторы рассматривают показатели рентабельности как основополагающие при рассмотрении вопросов вложения капитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем.

За рассматриваемый период уровень рентабельности продукции СПК “Дружба” по прибыли от продаж (к себестоимости) вырос на 10,55% в абсолютных %, или на 135,7% в относительных %, а по чистой прибыли (к себестоимости) - на 5,12% или на 181,9% в абсолютных и относительных % соответственно (табл. 10). Уровень рентабельности предприятия в целом за 2005-2007 гг. возрос на 2,69% в абсолютных %, или на 277,8% в относительных % (табл. 8). При этом рентабельность по прибыли от продаж росла замедленно, а рентабельность по чистой прибыли и рентабельность предприятия в целом почти линейно. Итак, вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Дружба” позволяет сделать вывод о том, что данное предприятие развивается в целом успешно. Выручка от продаж растет гораздо быстрее, чем себестоимость, за счет чего растет прибыль от продаж и рентабельность продукции. В то же время наблюдается равномерное сокращение прочих доходов, но поскольку они составляют порядка 10% от выручки и их роль заключалась, в основном, в покрытии убытков, чистая прибыль и уровень рентабельности предприятия в течение рассмотренного периода равномерно возрастают.

2.3. Факторный анализ прибыли от реализации по данным финансовой отчетности.

Прибыль от реализации - разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью с учетом расходов на реализацию. Прибыль от реализации продукции обычно занимает большой удельный вес в чистой прибыли с/х предприятий.

Факторы, влияющие на изменение прибыли от реализации:

- Изменение цен реализации - рост цен увеличивает прибыль от реализации;

- Полная себестоимость реализации - чем ниже себестоимость, тем больше прибыль;

- Влияние объема реализации - чем больше объем, даже при той же цене, тем больше прибыль (убыток);

- Изменение структуры реализации - увеличение реализации более рентабельных изделий приводит к росту прибыли от реализации.

Под факторным анализом понимается методика изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В данном случае общую прибыль предприятия от реализации продукции можно представить как сумму прибылей от реализации зерновых, КРС, молока, прочей продукции растениеводства и животноводства (табл. 11).

Таблица 11. Объемы реализации (в центнерах), цены (в тыс. руб.), себестоимость, рентабельность продукции и прибыль.

 


В свою очередь, прибыль от реализации каждого из основных видов продукции равна произведению объема реализации на разницу между выручкой за центнер продукции и его себестоимостью, т.е. модель имеет вид: П=О*(В-С). Отклонение прибыли за счет каждого фактора можно рассчитать интегральным способом по следующим формулам



где , ,  - абсолютные отклонения факторных показателей текущего года по отношению к предыдущему.

Таблица 12.Факторный анализ прибыли от реализации продукции (отклонения общей прибыли за счет каждого фактора).


Полученные результаты (табл. 12) свидетельствуют о сопоставимом влиянии прибыли от реализации каждого из основных видов продукции на общую прибыль от реализации. На прибыль от реализации зерна, несмотря на значительное изменение его объемов, основное влияние оказывает цена реализации, и соответственно ее рентабельность. На прибыль от реализации КРС все рассмотренные факторы воздействуют сопоставимо, однако объем реализации и масштаб цен оказывают гораздо большее влияние, чем рентабельность. На прибыль от реализации молока основное (сравнимое между собой) влияние оказывают его цена и себестоимость, и соответственно рентабельность.


2.4. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли.


Прибыль, получаемая от реализации продукции, в большой степени зависит как от производства продукции (от объема производства и себестоимости), так и от ее реализации (от товарности и рентабельности произведенной продукции).


Таблица 13.Уровень товарности отраслей и продуктов.


Несмотря на рост объема производства зерна за рассмотренный период на 45% (в основном за счет роста урожайности), его себестоимость возросла на 42%, что может быть связано с увеличением расходов на ГСМ, оплату труда, а также приобретение в 2007 г. трактора. Таким образом, рост производства зерна и его себестоимости связаны с интенсификацией производства.

Что касается реализации зерна, то она велась в целом успешно, но нестабильно (табл. 13). В 2005 г. не удалось реализовать большую часть зерна, и в 2006 г. пришлось его продавать по цене ниже себестоимости (табл. 11). В 2007 г. цены на зерно выросли настолько, что его реализация вновь стала рентабельной, несмотря на повышение себестоимости, и даже позволила получить значительную прибыль, однако весь возросший объем собранного зерна не удалось продать, и вновь произошло затоваривание. Итак, реализация зерна в целом рентабельна, однако не удается вовремя реализовать все зерно по выгодной цене. Эти данные указывают на удовлетворительное состояние каналов реализации зерна, развитие которых, тем не менее, запаздывает за ростом объемов его производства.

Таким образом, прибыль от реализации зерна окупает не только само его производство, но и расширение производства и каналов реализации, т.е. в данном СПК между объемом производства зерна и прибылью от его реализации существует как прямая, так и обратная положительная взаимосвязь, что делает производство зерна весьма перспективной отраслью хозяйства данного предприятия.

Производство молока с 2005 по 2007 г. выросло на 8,7%, а его себестоимость на 15,1%, что лежит в пределах уровня инфляции. Основными факторами, повлиявшими на объем производства молока, могли стать повышение его эффективности и уменьшение молочного стада в 2007 г. на 11,3% (табл. 1).

Реализация молока велась стабильно и в целом успешно. Уровень товарности молока составлял более 90% и не претерпевал значительных изменений (повышался менее чем на 2% в 2006 г., видимо, в связи с повышенной рентабельностью). Выручка от реализации молока возросла на 25,5%, обеспечив его положительную рентабельность. Итак, за счет увеличения эффективности производства молока (надоя) возросли его объемы при меньшем повышении себестоимости, чем двухгодичный уровень инфляции, что в совокупности с его эффективной реализацией привело к повышению рентабельности данного вида продукции и получению прибыли, что делает производства молока перспективной отраслью хозяйства СПК “Дружба”, наряду с производством зерна.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.