Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и реализацию, Себестоимость продукции является качественным показателем, он отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
Темпы прироста себестоимости (220,3%) меньше, чем темпы прироста выручки от продаж (243,26%) в 1,1 раза, что является положительным фактором:
К= Тпр(В) : Тпр(С) = 243,26 : 220,3=1,104. (2.5)
Это позволяет сделать вывод, что при увеличении прямых затрат на реализованные услуги на 1% цена реализации увеличивалась на 1,1%.
2. Анализ динамики расходов организации по обычным видам деятельности.
В состав этих расходов входят: себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы (ф. 2, . 020 + стр. 030 + стр. 040).
Значения расходов по обычным видам деятельности организации в базисный и отчетный период, соответственно, равны:
РДб = 1447+2+4,5 = 1453,5 тыс.р.
РДотч = 4635+6,7+14,5 = 4656,2 тыс.р.
Расходы по обычным видам деятельности увеличились на 3202,7 тыс. руб., или на 220,34%. Следует отметить, незначительную долю коммерческих и управленческих расходов в общей сумме, что связано с небольшими затратами организации, связанными с реализацией своих услуг, отсутствием расходов на оплату аудиторских и консультационных услуг и т.п.
3. Анализ динамики прибыли от продаж.
Прибыль от продаж организации должна способствовать повышению уровня производственного и социального развития коллектива.
Прибыль от продаж в отчетный год увеличилась на 463,3 тыс.р.. Темп прироста прибыли от продаж (865,98%) больше, чем темп прироста выручки от продаж (243,26 %) в 3,6 раза, что несомненно, является положительным фактором.
4. Анализ темпов прироста абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности.
Деятельность организации по обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующее условие:
Тпр(ПРП) > Тпр(В) > Тпр (РД), (2.6)
где Тпр(ПРП) - темп прироста прибыли от продаж;
Тпр(В) - темп прироста выручки от продажи;
Тпр(РД) - темп прироста общих расходов по обычным видам деятельности.
Тпр (ПРП) = 865,98 %; Тпр (В) = 243,26 %; Тпр (РД) = 220,34 %;
Условие выполнимо: 865,98 % > 243,26 % > 220,34 %.
Следовательно, процесс управления производством и реализацией услуг организации был рациональным.
Хотя столь резкое увеличение основных показателей, как было отмечено, связано со спецификой данной организации и тем что она была создана на базе ликвидированного предприятия ЖКХ. К 2010г объем домов, которым предоставляет услуги ООО «Надежда», был набран, и дальнейшее увеличение выручки от продаж будет возможно за счет его увеличения, которого в ближайшей перспективе не планируется. Отсюда следует что повышение прибыли от продаж будет возможно только при нахождении путей оптимизации затрат и сокращении себестоимости оказываемых услуг.
2.5 Оценка качества финансовых результатов по обычным видам деятельности организации
Для оценки уровня качества основной деятельности необходимо проанализировать динамику относительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой и основными видами финансовых результатов по обычной деятельности: доля стоимости реализованной продукции в выручке, доля валовой прибыли в выручке, доля общих расходов по основной деятельности в выручке, доля прибыли от продаж в выручке.
Определим динамику доли себестоимости реализованных услуг в выручке:
Д (С)2009 = С2009 : В2009 * 100% = 1447: 1507 *100% = 96%; (2.7)
Д (С)2010 = С2010 : В2010 * 100% = 4635 : 5173*100% = 89,5%;
Δ Д (С) = Д (С)2010 - (С)2009 = 89,5 - 96= - 6,5%; (2.8)
Тпр (Д(С)) = Δ Д (С) : Д (С)2009 * 100% = -6,5: 96*100% = - 6,77%.
Доля себестоимости реализованной продукции в выручке в отчетный период снизилась на 6,5%, на каждый рубль выручки приходилось меньше себестоимости реализованной продукции в среднем на 6,5 коп. Из чего следует, что уровень управления ресурсами, используемыми в процессе реализации услуг организации, повысился.
Доля валовой прибыли в выручке от продаж:
Д (ВПР)2009 = ВПР2009 : В2009 * 100% = 60 : 1507 * 100% = 3,98%;
Д (ВПР) 2010 = ВПР2010 : В2010 * 100% = 538 : 5173 * 100% = 10,4%.
Изменение доли валовой прибыли в выручке от продаж:
абсолютное: Δ Д (ВПР) = Д (ВПР)2010 - (ВПР)2009 = 10,4 – 3,98 = 6,42%;
относительное: Тпр (ПРВ) = Δ Д (ВПР) : Д (ВПР) 2009 * 100% = 2,92:37,40 * 100% = 161,3 %.
Доля валовой прибыли в выручке от продаж увеличилась на 6,42%, т.е. на каждый рубль выручки приходилось больше валовой прибыли в среднем на 6,42 коп., что является положительным фактором, свидетельствующем о повышении эффективности производственной деятельности организации.
Оценим качество расходов по обычной деятельности, используя соотношение расходов по обычным видам деятельности и выручки от продаж:
Д (РД) 2009 =1453,5 : 1507 *100% = 96,4 %;
Д (РД) 2010 = 4656,2 : 5173 *100% = 90 %.
Изменение доли расходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж:
Δ Д (РД) = 96,4 - 90 = 6,4%;
Тпр (Д(РД)) = - 6,64%.
В отчетный период доля расходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж уменьшилась, на каждый рубль выручки приходилось меньше расходов по основной деятельности в среднем на 6,4 коп.
Определим долю прибыли от продаж в выручке от реализации:
Д (ПРП) 2009 = ПРП2009 : В2009 * 100% = 53,5 : 1507 * 100% = 3,56%;
Д (ПРП) 2010 = ПРП2010 : В2010 * 100% = 516,8 : 5173 * 100% = 9,99%.
Изменение доли прибыли от продаж:
− абсолютное: Δ Д (ПРП) = 6,43%
− относительное: Тпр(Б(ПРП)) = 180,6%.
Доля прибыли от продаж в выручке в отчетный период увеличилась на 6,43% и составила около 10%. Следовательно, на каждый рубль выручки приходилось больше прибыли от продаж в среднем на 6,43 коп.
2.6 Анализ рентабельности
Уровень общей рентабельности организации существенно зависит от уровня рентабельности производственной деятельности, реализованной продукции (услуг). Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда. Изменение уровня рентабельности продукции происходит под влиянием таких факторов, как изменение оптовых цен на рынке сырья и материалов, труда, продукта; изменение структуры продукции (услуг).
Таблица 2.5 – Основные показатели оценки рентабельности
Наименование показателя
Метод расчета
Код стр.
Расчет значения
Значение, %
Изменение
2009
2010
абс.:
Δ
отн.:
Тпр
1
2
3
4
5
6
7
1.Рентабель-ность продаж
Прибыль от продаж/
Выручка от продаж
с.050(ф.2):с.010(ф.2)*
100%
53,5/
1507
516,8/
5173
3,55
9,99
6,44
181,4
2.Рентабель-ность основной деятельности
Прибыль от продаж /
Себестоимость
с.50(ф.2):с020 (ф.2)*100%
1447
4635
3,69
11,15
7,46
202,2
Рентабельность продаж
Демонстрирует, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованных услуг. Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении спроса на продукцию, повышении уровня производственной и сбытовой деятельности.
Рентабельность продаж в отчетный период увеличилась на 181,4%, это значит что на каждый рубль выручки от продаж прибыли приходилось больше на 6,44 коп., что является положительным фактором.
Рентабельность основной деятельности
Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат. Рентабельность продукции в отчетный период увеличилась на 202,2%, на каждый рубль себестоимости реализованной продукции было получено больше прибыли от продаж на 7,46 коп., что свидетельствует о значительном повышении уровня управления производственными затратами.
2.7 Анализ маржинального дохода и точки безубыточности
Анализ объема выпуска и продаж продукции является частью внутрихозяйственного финансового анализа и проводится в целях выявления резервов для укрепления финансового положения организации.
Большое значение в прогнозировании финансового положения организации имеет оценка фактического выпуска и продаж в пределах производственной мощности, т.е. в границах минимальный — максимальный объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, «безопасности» организации и при отрицательном значении «безопасности» снять с производства отдельные виды продукции (услуг), изменить условия производства и тем самым снизить расходы или прекратить производство продукции (оказание услуг).
Расчет точки безубыточности, т.е. объема производства, при котором прибыль будет равна нулю, производится аналитическим и графическим способами.
Порог рентабельности = Условно – постоянные расходы /Доля маржинального дохода в выручке от реализации; (2.9)
Доля маржинального дохода в выручке = Маржинальный доход / Выручка от реализации; (2.10)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5