1. Управление выручкой от реализации
Размеры прибыли и уровня рентабельности являются главными критериями в оценке эффективности предпринимательской деятельности. Прибыль в составе выручки от реализации зависит от многих факторов. Основные факторы:
1. объем реализационной продукции;
2. затраты на производство и реализацию продукции;
3. ценовой.
Выручка от реализации формируется под влиянием объема реализации в натуральных единицах измерения и цены за 1 единицу продукции.
Рассмотрим динамику выручки и прибыли от реализации в разрезе влияющих на них факторов. За основу взята бухгалтерская отчетность,
форма № 2.
Цель расчета: сопоставление выручки от реализации затрат на реализацию продукции и прибыли за 2 года.
Таблица 1 - Динамика прибыли и выручки от реализации
Наименование показателей
Отчетный период, тыс.руб.
Предыдущий период, тыс.руб.
Абсолют. изменение, тыс.руб.
Относит. изменение, %
1. Выручка от реализации
9903448
7211157
2692291
37,34
2. Себестоимость реализованной продукции
6227036
4295752
1931284
44,96
3. Коммерческие расходы
2923945
2329509
594436
25,52
4. Управленческие расходы
-
5. Итого затраты на реализацию продукции
9150981
6625261
2525720
38,12
6. Прибыль от реализации
+752467
+585896
166571
28,43
Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с ценами предыдущего периода на 16%, отсюда следует, что выручка от реализации отчетного периода в сопоставимых ценах будет равна:
9903448:1,16 = 8537455 тыс. руб.
Увеличение выручки от реализации за счет роста цен могло составить:
9903448-8537455=1365993 тыс. руб.
В предыдущем периоде прибыль от реализации была на уровне 8% выручки от реализации (т.е. 585896: 7211157*100% = 8%).
Если бы цены не менялись, то выручка от реализации увеличилась бы не на 2692291 тыс. руб., а на 1326298 тыс. руб. (т.е. 2692291-1365993=
= 1326298 тыс.руб.).
Если бы рентабельность продаж сохранилась на уровне предыдущего периода 8% и, причем цены бы не менялись, то тогда прибыль от реализации могла увеличилась до следующей величины:
1326298*8%:100% = 106104 тыс. руб.
Такой прирост прибыли имел бы место, если бы не изменялись ни цены, ни рентабельность продаж. Рост цен мог бы дать дополнительное увеличение прибыли на следующую величину:
1365993*8%:100% = 109279 тыс. руб.
Таким образом и динамика цен и динамика натуральных объемов продаж способствовали росту прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, однако прибыль от реализации не увеличилась, а уменьшилась и тогда данному снижению способствовали факторы, связанные с затратами на производство и реализацию продукции. Если бы затраты увеличились бы пропорционально росту выручки от реализации, то они сложились бы в других размерах:
1. себестоимость составила бы:
4295752*137,34%:100% = 5899786 тыс.руб.
6227036-5899786 = 327250 тыс.руб.
Аналогично можно определить влияние коммерческих расходов.
коммерческие расходы:
2329509*137,34%:100% = 3199348 тыс.руб.
2923945-3199348 = -275403 тыс.руб.
Из представленных расчетов следует, что относительно низкие темпы роста себестоимости и коммерческих расходов являются факторами, обеспечивающими прирост прибыли от реализации.
Общее влияние факторов на изменение прибыли от реализации может быть представлено с помощью следующей таблицы.
Таблица 2 - Факторы, оказавшие влияние на динамику прибыли от реализации
Стоимостной результат, тыс.руб.
Изменение прибыли, %
1. Изменение прибыли от реализации
100
2. Рост натурального объема продаж
106104
3. Рост цен на реализованную продукцию
109279
4. Снижение себестоимости
327250
5. Снижение коммерческих расходов
-275403
6. Снижение управленческих расходов
7. Итого факторы, увеличивающие прибыль
267230
8. Итого факторы, уменьшающие прибыль
9. Общее влияние фактора
00000
Расчет показывает, что решающим фактором увеличения прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, стало повышение натурального объема продаж. По отношению к изменению прибыли данный фактор составил %.
2. Управление постоянными и переменными расходами
Исходя из исходных данных (форма 2 «Отчёт о прибылях и убытках») необходимо рассмотреть варианты сочетания выручки от реализации, постоянных и переменных расходов как при росте выручки на 10, 16, 24 %, так и при увеличении постоянных расходов на 2%, 9%, 30 % соответственно за 1, 2 и 3 периоды.
Исходными данными являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, составившая в отчётном году 9903448 тыс. руб. и в базисном - 7211157 тыс. руб., а себестоимость реализованных товаров, работ, услуг в размере 6227036тыс. руб. в отчетном году и 4295752 тыс. руб. в базисном.
Себестоимость состоит из постоянных (24%) и переменных (76%) расходов.
Отсюда следует, что
-постоянные расходы равны:
в отчетном периоде 6227036 * 0,24 = 1494489 тыс. руб.
в базисном периоде 4295752 * 0,24 = 1030980 тыс. руб.
-переменные расходы составят:
в отчетном периоде 6227036 * 0,76 = 4732547 тыс. руб.
в базисном периоде 4295752 * 0,76 = 3264772 тыс. руб.
Расчёт сведём в таблицы 3 и 4.
Таблица 3 - Расчет вариантов сочетания выручки от реализации при увеличении выручки
Показатели
Период
2004
2005
1
2
3
1. Выручка от реализации, тыс.руб.
10893792
12636798
15669629
2. Переменные расходы, тыс.руб.
3. Валовая маржа (ВМ), тыс.руб.
4. Коэффициент ВМ
5. Постоянные расходы, тыс.руб.
6. Прибыль, тыс.руб.
7. Прирост прибыли, %
8. Порог рентабельности, тыс.руб.
9. Сила воздействия операционного рычага
10. Запас финансовой прочности предприятия, тыс.руб.
11. Запас финансовой прочности предприятия, %
Страницы: 1, 2