- доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях,
- от сдачи (получения) имущества в аренду,
- доходы (расходы) по акциями, облигациями и другим ценным бумагам,
- суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков,
- другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.
Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа:
- оценки имущества,
- порядка его списания,
- установления сроков использования.
Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие этого бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.
Основными задачами анализа являются:
- оценка динамики показателей балансовой прибыли,
- выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли,
- оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).
После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.
В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода. Определить изменения.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Динамика изменения прибыли ООО «Боско-кафе» в 2007 - 2008 годах
Наименование показателей
2007 год
2008 год
Отклонение
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
28 561
28 022
-539
2. Проценты к получению
1 610
4 654
3 044
3. Проценты к уплате
3 102
4 188
1 086
4. Доходы от участия в других организациях
4 814
1 064
-3 750
5. Прочие операционные доходы
749
600
-149
6. Прочие операционные расходы
11 344
3 584
-7 760
7. Прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности
22 250
25 348
3 098
8. Прочие внереализационные доходы
1 604
495
-1 109
9. Прочие внереализационные расходы
642
1 715
1 073
10. Прибыль (убыток) отчетного периода
15 575
16 476
901
Анализ показателей, приведенных в таблице 2.4, свидетельствует о том, что предприятие добилось высоких финансовых результатов по сравнению с фактическими данными предыдущего года. Прирост составил 901 тыс. руб. или 5,5%.
На основе таблицы построен график (Рис. 2.1).
Рис. 2.1 - Структура прибыли ООО «Боско-кафе»
Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Не смотря на то, что произошло небольшое снижение доли прибыли от основной деятельности - на 1,9%, предприятием в целом получен положительный результат от финансовой деятельности - 3 098 тыс. руб. за счет увеличения доходов от финансовой деятельности и снижения прочих расходов.
От реализации основных фондов и прочего имущества предприятием получен неудовлетворительный финансовый результат: превышение прочих расходов над доходами.
Финансовый результат, полученный от прочей деятельности, уменьшился на 1 220 тыс. руб.
Таким образом, анализ структуры и динамики прибыли свидетельствует о том, что по сравнению с прошлым годом прирост чистой прибыли обусловлен увеличением прибыли по финансовой деятельности и снижением издержек. Отрицательным моментом является убыток от прочей деятельности.
Анализ рентабельности
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Основными показателями рентабельности являются следующие:
1. Рентабельность продаж: показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:
, (2.21)
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности: показывает уровень прибыли после выплаты налога:
, (2.22)
3. Чистая рентабельность: показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки:
, (2.23)
4. Экономическая рентабельность: показывает эффективность использования всего имущества организации:
, (2.24)
5. Рентабельность собственного капитала: показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика оказывает влияние на уровень котировки акций:
, (2.25)
6. Валовая рентабельность: показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки:
, (2.26)
7. Затратоотдача: показывает сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат:
, (2.27)
8. Рентабельность перманентного капитала: показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок:
, (2.28)
9. Коэффициент устойчивости экономического роста: показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово - хозяйственной деятельности:
, (2.29)
Результаты расчет сведены в таблицу 2.5.
Таблица 2.5
Коэффициенты, характеризующие рентабельность ООО «Боско-кафе», %
Наименование показателя
За 2007 год
За 2008 год
R1
28,30
26,70
-1,60
R2
16,64
14,56
-2,08
R3
R4
5,17
4,83
-0,34
R5
8,16
7,55
-0,61
R6
29,10
34,80
5,70
R7
39,47
36,43
-3,04
R8
7,86
7,30
-0,56
R9
Валовая рентабельность (R6), равная 34,8%, отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача (R7), равная 36,4%, которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12