Рефераты. Правовой статус инвестиционных фондов и компаний

 «  В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержденной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1 июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а  также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и  местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан  Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ  Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины  реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и  реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным  инвестированием  непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и  свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав  Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка  программ социально-экономического развития соответствующих территорий,  внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями, осуществление  управления  инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,обязательная регистрация иностранных  инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов  и  т.д.

Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции  которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная  кредитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине  не раз подвергалась изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий  новоиспеченного  Национального агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по  сути  создан   аналогичный   орган  государственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический  вывод  о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти  гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент  регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия ,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая  упущенную  выгоду  и  моральный  ущерб , причиненный  им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной  деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.


В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в  обобщенном виде правовые ,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В  частности  в  нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон Украины  "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития  приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса  предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной инвестицией .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.