Рефераты. Правовой режим доходов. Признаки госкредита

-         жилищного фонда, средства которого используются на приобрете­ние и строительство жилья для работников предприятия, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий;

-         фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фон­дов устанавливаются коллективным договором на основании дейст­вующего законодательства РФ.


Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативно­го управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномочен­ным государственным органом или органом местного самоуправле­ния. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 6 ок­тября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хо­зяйств)» из прибыли федерального казенного предприятия формиру­ется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свобод­ный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федераль­ного бюджета.



           

2. Характерные признаки государственного кредита как

финансово-правового института.



Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл.14 БК РФ).

Государственный (муниципальный) кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит, другую его часть составляет банковский кредит. Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.[3]

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда.

Вместе с тем государственный (муниципальный) кредит является само-стоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Это подтверждается

1)     верховенством государства в регулировании организации государственного и муниципального кредита;

2)     главными целями функционирования института государственного кредита являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т.е. публичными целями;   

3)     применением в качестве основного – императивного метода регулирования данных отношений;

4)     обязательным участием государства либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений.

Все это отличает их от гражданских правоотношений.

С учетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой

точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и  регулирования денежного обращения.

            Использование государством займов в дальнейшем требует принятия соответствующих мер для возврата привлеченных таким образом средств. Привлекаемые средства, как отмечалось ранее, направляются для погашения бюджетного дефицита, соответственно средства бюджета служат источником погашения государственной задолженности. Государство должно будет в дальнейшем повышать налоги, служащие основным источником доходов бюджета страны. Таким образом, «заем – это средство возложить государственные расходы на будущее поколение».[4]

            В этой связи представляется, что проведение государственных и муниципальных займов в целях покрытия бюджетного дефицита предпочти-тельнее, чем использование таких инструментов, как повышение уровня налогообложения или эмиссия денежных средств, влекущих за собой более серьезные негативные экономические и социальные последствия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что успех финансовой политики государства заключается в умелом сочетании этих двух инструментов для пополнения доходной части бюджета. М.Ф. Орлов подчеркивает, что «вся наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства… поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги».

            Правовой основой государственного кредита в первую очередь является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». В ч. 4 ст. 75 Конституции РФ закреплено положение о том, что государственные займы выпускаются в порядке, определенном федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Общие положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержаться в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

            Правовую основу государственного кредита также образуют соответ-ствующие нормы Бюджетного Кодекса РФ, часть вторая ГК РФ, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства  Российской Федерации», ФЗ от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»,  от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

            Специфика финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита заключается в то, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта.[5] Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять все названные условия.

            В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний. В ст. 89 БК РФ государственные внутренние заимствования определяются как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

            Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (ст. 89 БК РФ).

            Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ и ст. 101 БК РФ реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.[6]

Обслуживание государственного долга производится Центральным Банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

            В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга РФ, своевременного выполнения государством обяза-тельств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» в Министерстве финансов была создана единая система управления ГД для обеспечения снижения стоимости обслужива-ния государственных заимствований (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом).  

            На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

3. Практическое задание.



А) Определите состав государственного долга Российской Федерации (выделите правильный вариант):


1.1.         Долговые обязательства РФ могут включать в себя кредитные соглашения и договоры, эмиссии государственных ценных бумаг, договоров гарантий и поручительств по обеспечению обязательств третьих лиц, переоформления обязательств третьих лиц в государственный долг, соглашений пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

(ст.6, 98 БК РФ)

1.2.          Долговые обязательства РФ включают в себя се заимствования, осуществленные уполномоченными органами государства и предусмотренные законом о бюджете на очередной год. Они включают в себя кредитные договоры, договоры гарантий и иные соглашения, направленные на покрытие дефицита федерального и регионального бюджетов. (ст. 94 БК РФ «источники»)

1.3.          Долговые обязательства РФ включают все формы заимствований, осуществленных уполномоченными органами государственной власти федерального и регионального уровня.


Б) Что предполагает принцип достоверности бюджета?

1.1.          Он предполагает необходимость учета в будущих расходах консолидированного бюджета долговых обязательств бюджета нижестоящего уровня;

1.2.         Он означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

1.3.          Он означает обязательность публикации утвержденных бюджетов в печати; (п. гласности ст. 36 БК РФ)

1.4.          Он определяет обязанность органов власти субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов предоставлять свои отчеты и иную информацию по всем направлениям хозяйственной деятельности, которые используются для разработки бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.


Ответ: Глава 5 Бюджетного кодекса посвящена принципам Бюджетной системы РФ, ст. 37 о принципе достоверности бюджета соответствует определению, данному в пункте 1.2.


4. Список использованной литературы:


1.     Конституция РФ 1993 г.

2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 г. (ред. от 26.04.2007)

3.     Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».

4.     Финансовое право: Учебник. 3-е изд., / отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006.

5.     Финансовое право: Учебник / отв. ред. М.В. Карасева. – 2-е изд., - М.: Юристъ, 2007.

6.     Финансовое право / отв. ред. д. ю. н. проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007.


[1] Финансовое право / отв. ред. д. ю. н. проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007. – с. 94 - 95.

[2] п.5 постановления Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».

[3] Финансовое право / отв. ред. д. ю. н. проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007. – с. 330-331.

[4] Финансовое право: Учебник. 3-е изд., / отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006. – с. - 278.

[5] Финансовое право: Учебник. 3-е изд., / отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006. – с. – 279.

[6] Финансовое право: Учебник / отв. ред. М.В. Карасева. – 2-е изд., - М.: Юристъ, 2007. – с. 497.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.