Рефераты. Государственная налоговая служба РФ

• действия, направленные на неправомерный зачет либо воз­врат налога или сбора;

• воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

• отказ от выдачи документов и иных сведений;

• уклонение от налогообложения, то есть совершение налого­плательщиком действий, которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления в установленном порядке налогового контроля в отношении этого налогопла­тельщика;

• нарушение банком порядка открытия счета налогоплатель­щику, то есть открытие счета без предъявления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого юриди­ческого или физического лица;

• нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;

• неисполнение банком решения налогового органа о приос­тановлении операций налогоплательщика;

• неисполнение банком решения налогового органа о взима­нии налога или сбора;

• несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;

• непредставление налоговому органу информации о налого­плательщике;

• отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;

• отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызывае­мого для опроса по делу о налоговом нарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложных объяснений;

• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу о налоговом нарушении или его рас­смотрении;

• незаконное воздействие на налоговый орган с целью повли­ять на принимаемое налоговым органом, а равно его долж­ностным лицом решение либо действие.

Все это типовые, часто встречающиеся на практике наруше­ния, пресечение которых позволяет резко увеличить налоговые сборы.

Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конку­ренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

Снижение удельного веса взысканных платежей в общих до­начислениях свидетельствует об ухудшившемся финансовом по­ложении предприятий и организаций. Но здесь также сказалось и предоставленное налоговым органам Указом Президента РФ право применять рассрочки и отсрочки платежей штрафных санкций, что положительно влияет на экономике предприятий и отдельных отраслей.

Рост доначисленных и взысканных платежей происходит по мере накопления у налоговой инспекции опыта работы и базы данных о плательщиках. Выбор предприятий и организаций для проведения документальной проверки перестал носить случай­ный характер. Например, в течение 1996 г. работниками Госу­дарственной налоговой инспекции по г. Москве проверено до­кументально более 31 тысячи юридических лиц, Нарушения на­логового законодательства установлены у 69,1 % из них. Но это не означает, как порой представляет пресса, что 7 из каждых 10 предпринимателей уклоняются от налогообложения. Высокие результаты приносят тематические проверки, проводимые одно­временно всеми налоговыми инспекциями города. Причем они не исчерпываются чисто фискальным эффектом, а дают богатый материал для аналитической и методологической работы.

В современных условиях структура и организация труда на­логового инспектора не должны быть единообразными и жестко регламентированными, по крайней мере пока служба находится в состоянии роста и развития. Структура зависит от подготовки работников в каждой конкретной инспекции, их квалификации, технической вооруженности и степени владения компьютерной техникой.

Три управления городской инспекции представляют собой своего рода "мозговой центр". Это Управление методики, Управ­ление анализа и прогнозирования, Юридическое управление — самое молодое из них. В Управлении методики сотрудники спе­циализируются по видам налогов: налог на прибыль и другие прямые налоги, косвенные налоги, налоги с физических лиц, налогообложение малого бизнеса, местные налоги и т. д. Это управление тесно сотрудничает с Московской Городской Думой, с аппаратом Правительства Москвы и аппаратом Российской налоговой службы. Вместе с Юридическим управлением, в со­став которого входит также Государственный реестр предпри­ятий, работники Управления методики должны найти ответ на любой вопрос, возникающий в ходе общения налоговой ин­спекции с налогоплательщиками, разрешить любое противоре­чие. Зачастую это бывает нелегко, учитывая многочисленные пробелы и разночтения в нашем налоговом законодательстве.

Созданное позже других в середине 1992 г. Управление ана­лиза и прогнозирования занимает в системе налоговой службы Москвы совершенно особое место — изучает экономическую ситуацию города, анализирует динамику налоговой базы. На этой основе делаются краткосрочные и долгосрочные (на год и более вперед) прогнозы поступления налогов по видам и по бюджетам. Управление готовит оценку деятельности территориальных налоговых инспекций, обобщает итоги контрольной ра­боты, в том числе проводимой совместно с налоговой полицией, готовит программы тематических проверок и обобщает их ре­зультаты, получая дополнительный материал для анализа ситуа­ции. Прогнозы делаются на основе многофакторного анализа, учитывающего темпы инфляции в стране и в городе, ожидаемую динамику производства, дина­мику товарооборота, влияние на налоговую базу новинок налогового законода­тельства, изменения платежеспособности предприятий через де­биторскую и кредиторскую задолженность, развитие финансо­вого капитала в городе — банки, страховые компании, биржи, рынки ценных бумаг, графики поступления налогов за ряд дет и т. д. Постоянно оценивается также влияние одних налогов на поступление других.

Управления анализа и прогнозирования носит очень ответственный характер и требует высочайшей ква­лификации и широкого экономического кругозора. Полученные прогнозы используются при разработке проектов бюджетов г. Москвы, бюджетных предназначений поступления налогов в федеральный бюджет, прогнозных годовых и квартальных зада­ний территориальным налоговым инспекциям.

Работникам налоговых инспекций нередко случается попа­дать в экстремальные ситуации, встречать активное противодей­ствие тех, кто злостно и преднамеренно уклоняется от уплаты налогов, слышать угрозы в свой адрес. В таких случаях в дело вступает Контрольное управление городской инспекции. Созданное задолго до появления налоговой полиции оно пополняется за счет выпускников Колледжа управления и права, бывших воен­нослужащих, подготовленных в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе, проявивших себя работников территориальных инспекций — мужчин. Многие проверки управления получили отнюдь не по инициативе налоговой ин­спекции широкий резонанс в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить, например, что Московская налоговая инспекция еще в январе 1991 г. провела проверку известного кооператива МММ и не раз проверяла все ответвления этой разросшейся фирмы. А на рубеже 1995—1996 гг. широко осве­щалась в прессе проверка акционерного общества "Ферейн".

Контрольное управление взаимодействует достаточно тесно с правоохранительными органами и прежде всего с налоговой по­лицией. Функции управления постепенно разрастаются. Налого­вой службе был поручен контроль за применением в торговле контрольно-кассовых машин. Управление возглавило эту работу в городе. В 1997 г. важным участком работы стали проверки полноты уплаты налога производителями алкогольной продук­ции, а также предприятиями оптовой и розничной торговли спиртным. Возглавило в Москве эти работы Контрольное управ­ление городской инспекции.

Следует подчеркнуть, что Контрольное управление — это не силовая структура, хотя подобную роль порой приходится вы­полнять. Его работники — квалифицированные финансисты, хорошо знающие налоговое законодательство, самостоятельно проводящие проверки юридических лиц. Просто это те провер­ки, когда на проверяющих оказывается давление и надо ему противостоять. Контрольное управление уже сформировалось и действовало, когда в 1992 г. в Налоговой службе России были созданы управления налоговых расследований, затем перерос­шие в Федеральную налоговую полицию.

Работа современной налоговой службы немыслима без Управления информатизации. Широко ведутся разработка и вне­дрение компьютерных программ, учет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков, создание информационного банка данных.

Обеспечивают работу по налогообложению такие подразде­ления, как Управление учета и отчетности, Управление по взы­сканию недоимки по налогам и сборам, Управление делами, Управ­ление финансового обеспечения, Управление по режиму и безопасно­сти, Управление материально-технического снабжения, Управление капитального строительства.

Широкую связь с прессой, телевидением, радио, а через них с налогоплательщиками осуществляет Пресс-служба городской налоговой инспекции во взаимодействии с Учебно-информа­ционным центром. Она же занимается организацией пресс-конференций, интервью работников Инспекции, распростране­нием информационных сообщений, публикаций, когда необхо­димо — рекламы. Государственная налоговая инспекция по г. Москве учредила два печатных органа: газету "Налоги " и жур­нал "Налоговые известия Московского региона". Причем они не являются просто рупором Инспекции и совершенно не обязаны высказывать и поддерживать ее точку зрения по дискуссионным вопросам. Оба издания имеют самостоятельные и независимые редакции и пользуются популярностью налогоплательщиков.

Структура городской налоговой инспекции, как и территори­альных, подвижна и может оперативно приспосабливаться к реше­нию возникающих новых задач. Семь лет существования это был развивающийся организм. Думается, что предпринимаемые по­рой попытки "сверху" централизованно обязать региональные и местные инспекции внедрить у себя некую типовую единую для всех структуру нецелесообразны и не будут способствовать по­вышению эффективности сбора налогов. Хотя, конечно, обмен опытом, в том числе и во внутренней организации, необходим. Перенимать друг у друга оправдавшие себя методы нужно. Осо­бенно важен обмен опытом работы в области информатизации.

В настоящее время практике работы налоговой инспекции широко используются и развиваются системы автоматизированной обработки информации, а так же системы матема­тических моделей анализа и прогнозирования, они позволяют поднять деятельность по сбору налогов на качественно новый уровень, и это является серьезным этапом в развитии налоговой службы. Даль­нейшие стратегические меры потребуют немалых инвестиций, которые требуется вложить в структуру Госналогслужбы, но они быстро и с лихвой окупятся.

Используемая литература

1.      Трушкин А.В. Налоги и налоговая система РФ. Изд. Cooling STEAM Ltd. Самара.1998.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.