Рефераты. Финансы и финансовая система Российской Федерации

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.[21]

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов. На основе этих исходных норм финансовое право регулирует порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п. Кроме того, нормы финансового права фиксируют методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.[22]

Данные отношения многообразны и затрагивают почти все области деятельности государства, его территориальных подразделений и муниципальных образований. В процессе финансовой деятельности в различные отношения между собой вступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы, предприятия и организации, физические лица и т.д. Данные взаимоотношения могут касаться бюджета, налогов, страхования и т.д. Эти отношения можно классифицировать по различным критериям. Основной классификацией принята классификация по субъектному составу отношений. При этом возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д.

По субъектному составу можно выделить следующие группы отношений, являющиеся предметом регулирования финансового права:

1.                 между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованьями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

2.                 между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованьями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

3.                 между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

4.                 между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а, также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

5.                 между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

6.                 между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

При всем многообразии этих отношений необходимо отметить, что они всегда возникают при участии или непосредственном воздействии государства и органов местного самоуправления. Государство организовывает финансовую деятельность, требует соблюдения установленных правил и правовых норм. Урегулирование финансовых отношений позволяет не только организовать работу государственных органов и органов местного самоуправления, но и установить ясные, понятные правила и требования для граждан, предприятий, организаций, учреждений.

Методы финансового права

Основным методом финансово-правового регулирования является императивный. Он заключается во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Этот метод характерен и для других отраслей права, например административного или уголовного права, однако в финансовом праве он отличается своим конкретным содержанием. Властные предписания в финансовом праве касаются порядка и размеров платежей в государственный или муниципальный бюджет и внебюджетные фонды, правил использования государственных денежных средств, порядка уплаты налогов и сборов и т.д.

Использование императивного метода правового регулирования позволяет обеспечить исполнение государственных планов и программ полно и в срок. Данный метод не позволяет, например, договориться налоговому инспектору и предпринимателю об объеме и сроках уплаты налогов. Кроме того, применение метода властных предписаний способствует сохранению единого правового пространства на всей территории России – вне зависимости от местонахождения государственной организации или коммерческого предприятия для него будут действовать одни и те же формы бухгалтерской отчетности, порядок уплаты налогов и сборов, правила использования бюджетных средств и т.д.

В случае, когда финансовые отношения имеют добровольный характер, государство или муниципальные образования также используют метод властных предписаний. Правоотношения по поводу государственного кредита (выпуск государственных займов и т.п.), порядок проведения лотерей, правила страхования, аудита и банковского кредитования полностью определяются государством, что является выражением императивного метода. При этом многие участники финансовых отношений не подчиняются органам финансового регулирования и контроля (федеральному казначейству, федеральной налоговой службе и т.д.), однако выполнение их предписаний является обязательным. Одновременно возможно получение финансовых предписаний не только от финансовых органов, но и от вышестоящих организаций. Если негосударственных предприятий данное положение почти не касается, то государственные и муниципальные структуры принимают участие в финансовой деятельности практически ежедневно. Взаимодействие при этом идет сразу в двух направлениях – по линии министерства или ведомства и по линии финансовых и контрольных органов. При этом практически все отношения имеют характер властных предписаний.

Незначительное количество отношений регулируется другими методами. К ним относятся методы рекомендаций и согласований. Например, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано не принимать в 2005 году решения, приводящие к увеличению численности государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы.[23] В качестве примера метода согласований, можно привести процедуру обсуждения проекта федерального бюджета законодательными органами субъектов РФ, которая заканчивается, как правило, общим одобрением федерального бюджета и предложением о внесении в него поправок.

В целом необходимо отметить, что методы рекомендаций и согласований не получили широкого распространения в Российской Федерации. Как правило, они применяются в том случае, когда нельзя отдать прямое властное предписание, например, при взаимоотношениях Федерации и ее субъектов или субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку нижестоящее звено является по Конституции РФ самостоятельным в финансовой деятельности. Однако даже в этом случае рекомендации имеют, как правило, форму властных предписаний. Согласование же применяется крайне редко.

Взаимодействие финансового права с другими отраслями права

Наиболее тесно финансовое право взаимодействует с административным правом. Это обусловлено еще и тем, что в период с 1917 по 1991 финансовое право не существовало, как отдельная отрасль права, а являлось частью административного права. Начиная с 1991 года, в стране произошли социальные и экономические преобразования, и финансовое право снова обрело самостоятельность и значимость. Финансовое и административное право используют одинаковый метод правового регулирования - метод властных предписаний. Кроме того, субъекты правового регулирования и у финансового права и у административного права одни и те же. Отличие состоит в предмете регулирования. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. При этом отношения, которые непосредственно связаны с финансовой деятельностью органов государственного управления, входят в предмет финансового права. Кроме того, финансовое право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. Часть отношений регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует только вопросы, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.[24]

Другой отраслью права, с которой взаимодействует финансовое право, является конституционное право. При этом конституционное право закрепляет общие основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Конституционное право закрепляет основы общественного строя России, ее федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов в бюджетном процессе, налоговых правоотношениях. Финансовое право устанавливает более подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов.

Третьей отраслью права, с которой взаимодействует финансовое право является муниципальное право. Оно имеет комплексный характер и содержит нормы, относящиеся к другим отраслям права. С финансовым правом муниципальное право связывает общий предмет регулирования - отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности. Поэтому часть норм муниципального права являются одновременно и нормами финансового права.[25]

Четвертой отрасль права, взаимодействующей с финансовым правом является гражданское право. В его предмет входят имущественные и денежные отношения, а государственные органы, осуществляя финансовую деятельность, выступают в качестве юридических лиц. Часто государственным органам приходится вступать в договорные отношения, которые характеризуются равенством и экономической обособленностью сторон. Данные отношения регулируются гражданским правом. При этом нормы финансового права устанавливают общие права и обязанности государственных органов, а нормы гражданского права регулируют конкретные правоотношения.

Пятой отраслью права, с которой связано финансовое право, является уголовное право. В случае нарушения финансово-правовых норм наступает финансовая ответственность, однако в отдельных случаях применяются нормы уголовного права (например, уклонение от уплаты налогов, нарушение порядка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, неисполнение обязанностей налогового агента).

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. К ним можно отнести банковское право, коммерческое право, трудовое право, предпринимательское право и т.д.


[1] Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 338.

Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М., 1993. С.11.

Дадашев А.З., Черник Д.Т. Финансовая система России. М., 1997. С. 10-11.

[2] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 6.

[3] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 10.

[4] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.; Юристъ, 2004. С. 19-23.

Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6-7.

Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2004. С. 20.

Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 10.

Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. С. 10.

[5] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 18.

[6] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2004), гл. 14.

[7] Там же, ст. 122.

[8]Там же, ст. 9.

[9] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 20.

[10] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 11.

[11] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2004, с изм. от 30.12.2004) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[12] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1 ст. 7.

[13] Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».

[14] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 24.

[15] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 8.

[16] Там же, ст. 5.

[17] Там же, ст. 12, 130-133.

[18] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ст. 7.

[19] Там же, ст. 32.

[20] Там же, ст. 15.

[21] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.; Юристъ, 2004.. С. 33.

[22] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2004. С. 23.

[23] Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», ст. 35.

[24] Старилов Ю.Н. Административное право. История, наука, предмет, нормы. Воронеж, 1998.

[25] Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации. Воронеж, 1998.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.