По финансовому праву
Выполнила: ст-ка 2 курса юридического факультета заочно-ускоренной формы обучения Потемкина Е.П.
Вариант: 2
Составьте схему органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в РФ. Дайте краткую характеристику правового положения и полномочий каждого органа в области финансовой деятельности.
Финансовую деятельность в РФ осуществляют все органы государственной власти без исключения. Отличие заключается лишь в масштабе и степени их участия, что определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими нормативными актами, принятыми на разных уровнях власти.
По типу компетенции органы власти, осуществляющие финансовую деятельность, делятся на 2 группы:
· Органы общей компетенции;
· Органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся:
Президент РФ;
Правительство РФ;
Федеральное собрание РФ:
- Государственная Дума;
- Совет Федерации
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
К органам специальной компетенции относятся:
Министерство Финансов РФ;
Федеральное Казначейство РФ;
Министерство по налогам и сборам РФ;
Центральный Банк РФ;
Система коммерческих банков;
Органы налоговой полиции;
Счетная Палата РФ.
Краткая характеристика органов власти, осуществляющих финансовую деятельность в РФ.
Президент РФ. Подписывает и обнародует федеральные законы (1, ст. 83), формирует Администрацию Президента.
Государственная Дума. Обсуждает и принимает федеральные законы (1, ст. 105) по вопросам:
· федерального бюджета;
· федеральных налогов и сборов;
· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. (1, ст.106)
Совет Федерации. Обязательное рассмотрение перечисленных категорий федеральных законов, назначение и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ (1, ст. 103).
Правительство РФ. Полномочия определяются Федеральным Конституционным законом «О Правительстве РФ». В области финансовой деятельности Правительство РФ:
· обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
· разрабатывает и представляет Гос. Думе Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
· обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
· представляет Гос. Думе отчет об исполнении Федерального бюджета и т. д.
· Решает общие вопросы финансового контроля (2, ст. 15).
Представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, местного самоуправления. Выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции: (3, ст. 35, 39)
· формирование, утверждение, исполнение бюджета соответствующего уровня;
· контроль над исполнением бюджета.
Кроме того, этим же законом (3, ст. 41, 42) предусмотрено право образовывать целевые внебюджетные фонды и участвовать в кредитных отношениях.
Министерство Финансов РФ. Ведущий орган в области финансов. В его компетенцию входит: (5, п.8)
· разработка проекта бюджета, обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении;
· взаимодействие с государственными внебюджетными фондами;
· осуществление контроля за целевым использованием средств Федерального бюджета;
· взаимодействие с другими федеральными органами власти в области финансов;
· регулирование страховой деятельности (п.п. 5, 6).
Федеральное Казначейство РФ. Единая централизованная система органов, подчиняется Министерству финансов РФ. В его компетенцию входит:
· взаимодействие с органами гос. управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами;
· создание информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ;
· организация, осуществление, контроль за исполнением бюджета;
· осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос. финансовых ресурсов и оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных госуд. расходов;
· управление и обслуживание совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
· ведение операций по учету гос. казны РФ.
Центральный Банк РФ. (6, ст. 4)
· имеет право издавать нормативные акты по вопросам своей компетенции;
· подотчетность Гос. Думе;
· решение вопросов эмиссии наличных денег (1, ст. 75), организует их обращение;
· установление правила проведения банковских операций;
· оказание влияния на финансовую систему в области валютного регулирования, а также сберегательного регулирования;
· анализ и прогнозирование состояния экономики РФ.
Система коммерческих банков РФ. Выполняет перечисление денежных фондов от хозяйственной деятельности предприятий и населения. (7)
Министерство по налогам и сборам РФ. Бывшая Налоговая служба РФ.
· обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ (8, ст. 1)
· проводит проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
· в случае установления правонарушения вправе применять к налогоплательщикам финансовые санкции, налагать административные штрафы (9, гл. 5)
На других уровнях власти созданы:
· Управление Министерства по налогам и сборам;
· Государственная Налоговая Инспекция.
Федеральные органы налоговой полиции. Централизованная система органов:
§ Федеральная служба налоговой полиции;
§ Органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям;
§ Органы налоговой полиции в городах федерального значения;
§ Местные органы налоговой полиции.
В компетенцию Федеральных органов налоговой полиции входит:
· Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах;
· Обеспечение безопасности деятельности налоговых инспекций.
Деятельность этих органов регулируется законом «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым они имеют право:
· проводить оперативно-розыскные мероприятия;
· участвовать в налоговых проверках;
· приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках;
· беспрепятственно входить в любые помещения и обследовать их;
· внедрять оперативных сотрудников в структуры предприятий и организаций и т.д.
Счетная Палата РФ. Орган госуд. финансового контроля, образуется Федеральным Собранием РФ. В его компетенцию входит (10):
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза нормативных актов и их проектов, предусматривающих расходы из федерального бюджета;
· предоставление Гос. Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.
Каковы юридические различия между закрепленными и регулирующими доходами бюджета? Укажите, какие доходы в качестве закрепленных вправе включать местные органы власти соответственно в районный, городской бюджет. Какие регулирующие доходы могут быть включены в эти бюджеты?
Доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций и субвенций. (11, ст. 1)
Закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. (11, ст. 8)
Такие доходы бюджетов закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
К закрепленным доходам бюджетов относятся:
· налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации (12, ст. 41):
- к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Страницы: 1, 2